Итальянские власти хотят, чтобы Россия стала совладельцем ее национального перевозчика Alitalia. Новый премьер Италии Сильвио Берлускони сообщил об этом будущему премьеру России Владимиру Путину. Итальянцы не хотят прихода в компанию французских инвесторов в лице франко-голландской Air France — KLM и «предпочли бы международную группу на равных условиях». Такой группой, по их мнению, оказался российский «Аэрофлот», о чем Сильвио Берлускони и сообщил Владимиру Путину. «Аэрофлот», с облегчением объявивший накануне, что с Alitalia его ничего не связывает, будет вынужден вернуться к приватизации убыточного итальянского перевозчика.

Итальянское правительство, владеющее 49,9% акций авиакомпании, никак не может с ними расстаться. Своим акционерам Alitalia в последнее время приносит только головную боль: ее убытки в прошлом году превысили 600 млн евро, задолженность компании составляет 1,3 млрд евро, а затяжной конфликт с профсоюзами никак не может разрешиться. Торги акциями Alitalia на Миланской бирже приостановлены. Первая попытка продажи авиаперевозчика, состоявшаяся летом 2007 года, не увенчалась успехом. В результате число претендентов на Alitalia сократилось до двух. Интересовавшаяся раньше итальянским авиаперевозчиком Lufthansa выбыла из борьбы, в конкурсе остались Air France — KLM и «Аэрофлот». Российская компания в конце 2007 года объявила о выходе из конкурса. Теперь она будет вынуждена вернуться.

«Ситуация открыта, мы не имеем ничего против Air France — KLM, но мы предпочли бы международную группу на равных условиях… Важно, чтобы Alitalia осталась компанией под национальным флагом», — сказал журналистам Сильвио Берлускони на совместной пресс-конференции с Владимиром Путиным. Напомним, переговоры, одобренные прошлым кабинетом Романо Проди, были приостановлены по инициативе руководства Air France — KLM из-за разногласий с итальянскими профсоюзами. Air France — KLM была готова заплатить за авиакомпанию 139 млн евро и взять на себя ее долг, но при этом сократить штат на 2,1 тыс. человек и отказаться от бизнеса грузоперевозок.

«Вариант, предложенный господином Берлускони, является приемлемым для возобновления контактов. Я сегодня разговаривал с председателем совета директоров «Аэрофлота», они готовы возобновить контакты с итальянскими партнерами. Какой будет результат, мы, конечно, не знаем, это коммерческие переговоры, — пояснил Владимир Путин. — Понятно, что Берлускони озабочен сохранением крупнейшего национального перевозчика и думает об интересах национальной экономики».

В «Аэрофлоте» не комментируют возвращение к диалогу с итальянской стороной. Дело в том, что авиакомпания, выйдя из борьбы за владение Alitalia, по словам представителей перевозчика, осуществляла только текущий мониторинг ее деятельности. Все переговоры были прекращены. «Аэрофлот» не собирается возвращаться к теме покупки итальянского авиаперевозчика Alitalia», — говорил за день до встречи Путина с Берлускони гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов. «Вряд ли мы примем участие в конкурсе по Alitalia второй раз, из-за того что его условия для «Аэрофлота» не являются привлекательными», — отметил он. Дело в том, что, как отмечал ранее заместитель гендиректора по финансам и планированию компании «Аэрофлот» Михаил Полубояринов, на момент участия в первом тендере «Аэрофлот» совместно с консорциумом банков был готов вложить в Alitalia 700—900 млн евро, с тех пор возможные расходы уже выросли. По некоторым данным, операционная деятельность итальянской авиакомпании приносит убытки в 1—1,5 млн евро ежедневно.

Тем не менее об интересе к итальянскому перевозчику уже объявили частные акционеры авиакомпании. Крупнейший частный акционер «Аэрофлота» Александр Лебедев (владеет около 30% акций «Аэрофлота») уже сообщил о желании участвовать в конкурсе за владение частью пакета акций Alitalia. «У «Аэрофлота» есть свои уставные задачи, с которыми менеджмент справляется: возить пассажиров, желательно подешевле, обновить флот, построить и ввести в эксплуатацию «Шереметьево–3». Если на них повесить Alitalia, то подвергнутся риску все основные задачи авиакомпании», — говорит он «РБК daily».

«Надо будет разобраться, в чем смысл публичных заявлений Путина, который достаточно хорошо понимает сложность ситуации с итальянским перевозчиком», — продолжает Александр Лебедев. По его словам, частные акции «Аэро­флота» в дальнейшем можно будет объединить с акциями Alitalia, которые станут претендовать на вхождение в более плотный альянс с Air France — KLM. «Чем сложнее задача, тем интереснее, хуже уже не будет. Тем более у НРК есть опыт управления авиационными активами. Компания сейчас имеет хорошие позиции в Европе, ей разрешили приобрести гостиницу — символ Швейцарии, проводить благотворительные мероприятия в Британии», — отмечает он.