Никто из специалистов не будет отрицать, что новое детище авиационного бюро Антонова ближнемагистральный самолет Ан-148 – чудесная машина. Наверное, также бесспорно и то, что это самая невезучая машина.

Самолет делался на паях Украиной и Россией, причем около 70% комплектующих изготавливались в нашей стране. Когда машина была готова и блестяще прошла летные испытания, лизинговая компания ОАО Илюшин Финанс, совместно контролируемая государством и детищем депутата Александра Лебедева Национальной Резервной Корпорацией, взялась продвигать самолет, в котором очень нуждались российские авиакомпании, на наш рынок. Поначалу все шло хорошо, на поставку Ан-148 были заключены первые контракты, и будущее выглядело безоблачным.
Дальше началось сплошное невезение.

Сначала кто-то из высоких лиц посчитал, что Ан-148 составит конкуренцию RRJ, надежде нашего авиапрома, разрабатываемой в конструкторском бюро Сухого. Сейчас он переименован в SSJ, и есть надежда, что в следующем году первые летные экземпляры этого самолета наконец-то поднимутся в воздух. Тогда же он был только на бумаге. Однако это не помогло «Аннушке». Авиакомпании под прямым давлением сверху расторгли все контракты, самолет в российском небе так и не появился.
Дальше – больше. На Украине победили «оранжевые», и российские горячие головы дошли до того, что начали выдвигать против Александра Лебедева, продолжавшего пытаться прорвать блокаду против нужного стране самолета, обвинения чуть ли не в пособничестве «оранжевому» врагу. Шансы Ан-148, учитывая царившие тогда настроения, скатились чуть ли не к нулю.

Однако прошли годы, ОАО Ильюшин Финанс влилось в созданную государством мощную Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), истерики вокруг украинских «оранжевых» в России тоже поутихли. Горячие головы, видевшие в АН-148 конкурента SSJ, похоже, тоже осознали, что эти машины занимают разные ниши.

В итоге российско-украинские контакты в области авиастроения начали активно налаживаться на всех уровнях.

В сентябре в Харькове и Киеве состоялась презентация совместных проектов Государственного авиастроительного концерна "Авиация Украины" и ОАК. Кроме того, на презентации был представлен меморандум о взаимопонимании по развитию сотрудничества в области транспортной рамповой и пассажирской авиатехники, подписанный сторонами 21 августа с.г. на авиасалоне "МАКС-2007" в подмосковном Жуковском. Меморандум между двумя объединениями предусматривал проведение единой маркетинговой и ценовой политики, научно-технических исследований по всей линейке самолетов Ан. Речь шла о проекте возобновления серийного выпуска самолетов Ан-124 и возможностях кооперации по программе Ан-70. Стороны также подтвердили готовность серийно выпускать самолеты Ан-148 в России и на Украине и создать центры по обслуживанию этой техники.

Параллельно ОАО Ильюшин Финанс заключило ряд сделок на поставку Ан-148. Успешно поработать в этом направлении удалось на МАКС-2007. Контракт на поставку 3 региональных самолетов Ан-148 был заключен с Кубой. С воронежским авиазаводом ВАСО был заключен контракт о покупке лизинговой компанией 34 самолетов Ан-148 с поставкой в 2008-2010 гг., предназначенных для заказчиков ИФК. Подписи под документом поставили главы ИФК и ВАСО Александр Рубцов и Михаил Шушпанов. Еще два контракта ИФК заключила с компанией "Транзас" на поставку комплексных тренажеров для обучения полетам на самолете Ан-148 и на Ту- 204. Документ подписали Александр Рубцов и председатель группы компаний "Трансзас" Николай Лебедев. Комплексный тренажер для Ан-148 предназначался для установки в обучающем центре в Ульяновске.

37 самолетов закупят российские авиакомпании KrasAir, «Полет» и ГТК «Россия» — соответственно 15, 10 и 12 единиц. Казахстанские авиакомпании «Беркут» и «СКАТ» претендуют на семь и одну машину, а покупателями двух Ан-148 станет украинское Министерство транспорта и связи.

Казалось бы, дело пошло. Производство и продажа Ан-148 обеспечивал доход и российскому авиапрому. Сборка самолетов должна была осуществляться в Воронеже, на ВАСО. Продажи 96 Ан-148 воронежской сборки предусмотрены в "Плане производства гражданских самолетов Объединенной Авиастроительной Корпорации на 2008-2012 гг.", утвержденном решением правительства РФ от 28 марта 2007 года. В 2009 году ВАСО намеревался выпустить 12 Ан-148, в 2010 году - 18, в 2011 году - 26, а с 2012 года на предприятии запланирован выпуск 36 Ан-148 в год.

Но потом начались проблемы.

Сначала шкуру неубитого медведя начали делить сторонники «незалежности» украинского авиапрома. Они подсчитали, что при делении доходов от производства и продаж Ан-148 50 на 50, и при стоимости каждой машины в среднем $20 млн, полученный украинскими авиастроителями доход от реализации проекта должен достичь $1 млрд. Но тут же начали говорить, что не менее весомые дивиденды АНТК и предприятия-субподрядчики смогли бы получить, запустив «в ридной Украине» Ан-70 и возобновив производство «Русланов», не говоря уже об Ан-225 «Мрия».

А затем и вовсе грянул скандал. Когда возник вопрос о передаче на ВАСО пакета документации по Ан-148, без которого невозможна его сборка, украинский первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров заявил: "Ан-148 - это наша разработка. Мы выделяли огромные деньги на эту разработку - на освоение серийного производства, и мы рассчитывали, что Ан-148 пойдет в серию на наших заводах".

Вес Азарова в правительстве Януковича очень велик. Он отвечает за все, что правительство делает в сфере экономики. Николай Янович в считается столь же влиятельной фигурой, как и премьер, тянущей всю тяжелую, черновую организаторскую работу, в то время как сам премьер больше выполняет политические функции.

Поэтому все восприняли слова Азарова очень всерьез. Буквально следом, со ссылкой на некий источник в руководстве российской Объединенной авиастроительной корпорации прошла волна сообщений, что ОАК решила приостановить финансирование подготовки серийного производства Ан-148 в Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО). А также, что несмотря на подписанный меморандум между ОАК и госконцерном "Авиация Украины", на Украине с подачи руководства "Авиации Украины" и при поддержке правительства фактически начался пересмотр договора о совместном производстве Ан-148.

Руководству ОАК пришлось выступить с официальным заявлением, что правление компании не принимало решение о приостановлении финансирования проекта по серийному производству украинско-российского самолета Ан-148 в Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО). Как сообщила пресс-служба ОАК, на состоявшемся сегодня заседании правления корпорации "действительно рассматривался вопрос о ходе реализации программы самолета Ан-148. Однако никаких решений по приостановлению финансирования программы на заседании правления ОАК принято не было".

По сообщению пресс-службы, правление ОАК рассмотрело и одобрило комплекс мероприятий, обеспечивающих начиная с 2008 г. поставку самолетов по контрактам, заключенным ОАО "Ильюшин Финанс Ко". Всего в соответствии с программой производства ОАО "ОАК" в период с 2008 по 2012 гг. будет произведено 96 самолетов Ан-148.

"В связи с включением программы Ан-148 в продуктовую программу ОАО "ОАК" все необходимые вопросы финансирования, подготовки производства и серийного выпуска на ВАСО будут обеспечены в соответствии с ранее утвержденными планами. Соглашения с авиастроительными компаниями Украины, заключенные ранее по данному проекту, будут безусловно исполнены предприятиями ОАК", - говорится в сообщении корпорации.

Возникший пожар немного потушила и состоявшаяся неделю назад встреча премьер-министра Украины Виктора Янукович с главой Правительства России Владимиром Зубковым, на которой Янукович подтвердил, что Украина будет следовать всем ранее заключенным договоренностям

Однако окончательно проблема так и не урегулирована. На Украине грядет очередная смена правительства. На смену Януковичу и Азарову почти наверняка придет «оранжевая» Юлия Тимошенко со своей командой. Все возвращается на круги своя. Будет ли госпожа премьер придерживаться договоренностей, достигнутых предшественником, или подвергнет наследство Януковича тотальной ревизии, пока никто сказать не может. Остается только надеяться, что весь наработанный за последнее время позитив не смоет очередная политическая волна, и Ан-148 все-таки избавится от репутации «невезучего» самолета.