На прошлой неделе супруги Филевы — Наталья (владелец «Сибири») и Владислав (гендиректор компании) обсуждали с менеджерами Airbus условия поставки 25 среднемагистральных самолетов А320, рассказали «Ведомостям» два источника, близких к Airbus и «Сибири». Контракт на покупку этих судов группа компаний S7 (на 100% принадлежит Филевым) заключила летом 2007 г. на авиашоу в Ле–Бурже. Сумма сделки (по каталожной стоимости лайнеров) — $1,6 млрд.

Теперь компании не нужно столько самолетов. Филевы заявили о намерении приобрести 5—10 судов, говорит источник, близкий к Airbus. Источник, близкий к «Сибири», отмечает, что компания официально не отказывалась от покупки самолетов. Но сейчас она оплачивает согласно графику первые пять самолетов — 2—3 поступят в этом году, оставшиеся — зимой 2010 г., говорит собеседник «Ведомостей». Но он не исключил, что возможен сдвиг сроков их поставки или даже отказ от контракта. Платежи за самолеты, которые будут доставлены в этом году, идут исправно, отмечает источник, близкий к Airbus. За две недели до поставки компания должна полностью оплатить самолет, уточняет он.

«Сибирь» пересматривает контракт с Airbus не от хорошей жизни. Компания недавно допустила технический дефолт, не оплатив по оферте предъявленные к выкупу облигации на 2,3 млрд руб. Сейчас «Сибирь» ведет переговоры с держателями облигаций о реструктуризации долга. Также компания аннулировала $2,4-миллиардный контракт на покупку 15 самолетов Boeing 787 Dreamliner (это позволило ей вернуть депозит в $30 млн) и обратилась за помощью к правительству. «Сибирь» хочет привлечь 4,5 млрд руб. под госгарантии, условия кредитования обсуждаются с ВТБ и Сбербанком.

Менеджмент «Сибири» правильно поступает, считает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Она добавляет, что отказываться от заказанных самолетов все же не стоит, лучше перенести их покупку как минимум на три года, в том числе и первых пяти судов. Разрыв контракта чреват потерями, полагает Сахнова. Сумма, которую Филевы внесли после заключения твердого контракта на 25 А320, составляет 1—3% от общей стоимости (так называемый pre-delivery payment), подтверждает источник, близкий к Airbus. Таким образом, речь может идти о предоплате в $16—48 млн. Эти средства возвращаются заказчику, как правило, лишь в случае задержки поставок судов, продолжает он.

Представитель «Сибири» от комментариев отказался. Пока все договоренности в силе, сообщил представитель российского офиса Airbus.

Новый обмен

Владелец НРК Александр Лебедев предложил государству (копии писем первому вице-премьеру Игорю Шувалову и вице-премьеру Сергею Иванову есть у «Ведомостей») обмен активами: свой лоукостер Blue Wings на 25,5% госакций «Сибири» (в две сделки — не дороже 1,5 млрд руб.). В декабре Лебедев предлагал обменять на пакет «Сибири» свою долю в «Аэрофлоте».

«Сибирь»

вторая по величине авиакомпания России
Пассажиропоток — 6,5 млн человек (с учетом чартерной «дочки» «Глобус», 2008 г., данные ТКП).
Акционеры: гендиректор ЗАО «Группа компаний S7» Наталья Филева — 63,26%, государство — 25,5%.
Финансовые показатели (РСБУ, девять месяцев 2008 г.):
выручка — 31,9 млрд руб.,
чистая прибыль — 157,14 млн руб.