Частные акционеры авиакомпании «Сибирь» Владислав и Наталья Филевы продали принадлежащую им авиакомпанию «Глобус» структурам группы «Ист Лайн» за долги, накопленные «Сибирью». Эксперты считают продажу дочерней компании не худшим в нынешней ситуации способом рассчитаться с крупнейшим поставщиком услуг.

Совладельцы «Сибири» продали свою чартерную дочернюю компанию «Глобус» акционерам группы «Ист Лайн» за долги, сообщило вчера агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник, близкий к сделке. Руководство «Глобуса» не поменялось, авиакомпанию по-прежнему возглавляет Александр Стеблин. В «Сибири» информацию официально прокомментировать отказались, отказались и назвать долг авиакомпании аэропорту «Домодедово», которым управляет «Ист Лайн». Но источник в компании подтвердил «Ъ», что ЗАО «Группа С7» (на паритетных основах принадлежит Владиславу и Наталье Филевым) перестало быть владельцем «Глобуса». В конце ноября Владислав Филев говорил, что общая задолженность «Сибири» перед аэропортами составляла 2,16 млрд руб., по данным «Ъ», большая часть из них приходилась на «Домодедово». В «Ист Лайне» отказались от комментариев.

ОАО «Авиакомпания «Сибирь» — второй после «Аэрофлота» российский авиаперевозчик и крупнейший оператор внутренних авиаперевозок. За десять месяцев этого года «Сибирь» перевезла 5,688 млн пассажиров, ожидаемая выручка к концу года — 49 млрд руб. Крупнейшие акционеры — заместитель гендиректора Наталья Филева (63%) и государство (25,5%). Авиакомпания «Глобус» была зарегистрирована в начале 2008 года для выполнения чартерных программ «Сибири», учредителем выступило ЗАО «Группа С7», принадлежащее Наталье и Владиславу Филевым. «Глобус» управляет флотом из четырех самолетов Boeing–737–400 и трех единиц Boeing–737–800.

По данным источников «Ъ» в Минтрансе, ситуация вокруг «Глобуса» обсуждалась в среду вечером на совещании в министерстве с участием министра Игоря Левитина и гендиректора «Сибири» Владислава Филева. Сразу после совещания стало известно о подписании акционерами «Группы С7» с президентом Национальной резервной корпорации Александром Лебедевым соглашения о намерении объединить авиаактивы, если господину Лебедеву удастся привлечь финансирование, продав свои 30% «Аэрофлота». По словам господина Лебедева, эта сделка должна обеспечить реструктуризацию накопленных долгов «Сибири» — около 4 млрд руб. Источник «Ъ» в «Сибири» отметил, что в подписанном в четверг коммюнике акционерами группы супругами Филевыми с президентом Национальной резервной корпорации Александром Лебедевым об объединении активов «Глобус» упомянут не был. «Он ушел еще раньше», — сказал собеседник «Ъ».

Отраслевые эксперты полагают, что продажа «Глобуса» — хороший способ урегулировать задолженность «Сибири» перед одним из своих главных поставщиков услуг и кредитором — базовым аэропортом «Домодедово». «Возможно, что это некая форма залога по платежам за наземное обслуживание», — полагает глава консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак, отмечая, что это еще больше привязывает «Сибирь» к аэропорту. По мнению главы аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, основной бизнес супругов Филевых — регулярные перевозки авиакомпании «Сибирь» — от потери «Глобуса» не пострадает, хотя господин Пантелеев и называет его «достаточно ликвидным активом». Между тем особенно важным эксперт считает первый за время кризиса прецедент, когда авиакомпания и ее основной кредитор согласились на продажу активов за долги. Эксперт отмечает, что к концу кризиса у «Домодедово» может накопиться пул авиаактивов, из которого можно создать новую авиакомпанию или продать их.