Уважаемые «антоновцы»!

7 февраля все авиастроители Украины, их коллеги в государствах бывшего СССР и в других странах мира отмечают 100–летний Юбилей со дня рождения одного из величайших авиаконструкторов XX века — Олега Константиновича Антонова. Под его руководством создано 20 типов и более 80 модификаций самолётов разного класса и назначения — от многоцелевого Ан–2 до самого большого в мире серийного военно-транспортного самолёта Ан–124 «Руслан». Самолёт Ан–2, созданный О.К. Антоновым в 1947 году, является рекордсменом в своём классе по размеру, серии и сроку эксплуатации: до сих пор сотни таких самолётов исправно служат людям.

Имя генерального конструктора О.К. Антонова, удостоенное стать фирменной маркой — «Ан», — стоит в ряду таких конструкторов, как А.Н. Туполев, С.В. Ильюшин, А.С. Яковлев, И.Сикорский. Сегодня антоновские самолёты, летающие по всему миру, являются символом не только украинского авиапрома, но и памятью о былой славе и достижениях авиастроителей бывшего СССР.

Вокруг ОКБ, созданного Олегом Константиновичем и по праву носящего его имя, сегодня интегрируется весь украинский авиапромышленный комплекс. Государственная самолётостроительная корпорация «Национальное объединение «Антонов» — новый прогрессивный шаг украинского руководства, опередивший своих коллег в России, которые уже много лет говорят о необходимости такой интеграции. Такая Корпорация, безусловно, привлекательна для инвестиций из частного сектора. Она располагает не бумажными, а вполне реальными разработками современных самолётов: Ан–140, Ан–148, Ан–70, Ан–124М — и собственным производственным потенциалом. Привлечение частного капитала, широкая кооперация с поставщиками во всем мире создают основу для рывка в новые технологии, на новые рынки.

Представляется, что Корпорация «Антонов» способна стать одним из мировых центров компетенции в сегментах транспортных и региональных самолётов. Для этого, наверное, надо шире привлекать национальный и иностранный капитал, сохраняя при этом национальные интересы, контроль и поддержку со стороны государства за высокотехнологичным производством, способным стать лицом Украины в XXI веке.

Отрадно, что украинское государство всегда помогало и поддерживало свои самолётостроительные предприятия, что позволило не потерять и в определённой степени развить их конструкторский и производственный потенциал, сохранить и приумножить знаменитую «антоновскую» школу проектирования самолётов. Сегодня на очереди задача увеличения производства и создание системы поддержки продаж. Имея определённый опыт в сфере авиационного лизинга, мы готовы оказать помощь украинским коллегам в становлении такого бизнеса, участвовать в модернизации самолётного производства и создании эффективной системы послепродажного обеспечения и поддержки эксплуатации самолётов.

Нельзя не отметить, что всегда украинский авиапром существовал в тесном взаимодействии с российскими коллегами и партнёрами. Не менее половины стоимости самолётов «Ан» формируется в России. Поэтому есть все необходимые предпосылки для более глубокой кооперации и совместного освоения рынка. Важным инструментом может и должен стать региональный самолёт Ан–148, который успешно завершает сертификационные испытания. На этот самолёт есть спрос у российских авиакомпаний, и только негативная позиция отдельных госчиновников от промышленности, действующих скорее из личных, а не государственных интересов, препятствует освоению и полномасштабному серийному производству этого самолёта в России. Корпорация «Антонов», проявив мудрость и дальновидность, уже сделала шаги навстречу российским партнёрам, выдала лицензию на производство Ан–148 в Воронеже. Дело осталось за малым — получить разрешение от российских чиновников, управляющих контрольным пакетом акций воронежского авиазавода. С сожалением можно констатировать, что эти чиновники, стремясь воспрепятствовать проекту Ан–148 в России, идут на всё, включая развал созданной системы авиационного лизинга и банкротство одного из лучших заводов страны. Это делается в угоду аналогичному российскому проекту, на который чиновники рассчитывают потратить громадные бюджетные деньги. Они не понимают, что следовало бы не сталкивать проекты, а развести их по нишам — иначе, поскольку Ан–148 опережает RRJ, он станет реальным конкурентом российскому самолёту на мировом рынке и сделает проект RRJ убыточным.

Представляется, что решение данной проблемы уже вышло за рамки производственных отношений и перешло в политическую сферу. Необходимо, как это было в случае с газовым конфликтом, вынесение её на уровень президентов двух государств. Здесь нужно объединение усилий всех здравомыслящих и заинтересованных в укреплении отношений наших государств лиц и организаций как в России, так и в Украине. Только вместе мы станем сильнее, и наше авиастроение не будет разбито по одиночке, чего очень хотят многие мировые конкуренты.

Всем нам ещё предстоит активно побороться за возвращение того места в мире, которое раньше занимал советский авиапром. Так давайте объединяться и развиваться. Наши государственные руководители должны быть мудрее, инициативнее мелких чиновников в этом процессе. Мы верим в светлое будущее российского и украинского самолётостроения, готовы в меру своих сил и возможностей способствовать этим процессам, чтобы самолёты с маркой «Ан» оставались в небе!

Депутат Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
А.Е. Лебедев