Депутат Госдумы и совладелец лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) Александр Лебедев не собирается сдавать позиции в отечественном авиапроме. Он не только не намерен продавать свой пакет акций «Аэрофлота», но и, как стало известно «RBC daily», в ближайшие несколько месяцев авиакомпания и ИФК могут объявить о подписании контракта на поставку 30 региональных самолётов Ан–148. Между тем в декабре прошлого года авиакомпания уже заключила контракт на поставку 30 самолётов RRJ–95. Впрочем, по словам одного из представителей авиакомпании, обойти это соглашение не составит труда. Достаточно, чтобы сделка по покупке RRJ не прошла процедуру одобрения собранием акционеров «Аэрофлота».

Совладелец лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» Александр Лебедев не отступился от идеи продать «Аэрофлоту» региональные самолёты Ан–148. В настоящее время он проводит соответствующие переговоры с первыми лицами авиакомпании. Об этом RBC daily рассказали несколько источников в авиапроме. «Руководство авиакомпании поняло, что самолёт RRJ ещё не создан, а пассажиров возить надо уже сейчас. Самолёты Ан–148 существуют, то же самое, хоть и с оговорками, можно сказать и про Ту–334. Для авиакомпании это тем более важно, что региональные перевозки — перспективная ниша, которая может помочь ей сократить операционные убытки», — сказал один из собеседников «RBC daily». По его словам, это не единственный проект двух компаний, находящийся в стадии реализации.

Между тем 7 декабря 2005 г. «Аэрофлот» уже заключил предконтрактное соглашение на поставку 30 самолётов RRJ–95 с «Гражданскими самолётами Сухого». Помимо RRJ в борьбе за договор на поставку самолётов «Аэрофлоту» тогда участвовали ИФК (которая предлагала российско-украинские Ан–148), канадская компания Bombardier (самолёты CRJ–705), бразильская Embraer (самолёт ERJ–175) и компания «Туполев» (Ту–334). Впрочем, по словам одного из источников RBC daily в авиакомпании, наличие соглашения по поставке RRJ не станет серьёзным препятствием для заключения контракта с ИФК. «Контракт с «Сухим» попросту не утверждается, а значит, RRJ покупать никто не будет. Вскоре купят его альтернативу — Ан–148», — говорит он. По его же словам, уже есть договоренность между ИФК и украинской стороной (которой принадлежат права на Ан–148) по выплате роялти. В «Аэрофлоте» отказались обсуждать возможность покупки Ан–148, но не исключили теоретической возможности того, что сделка по приобретению RRJ может не состояться. «Для этого она должна не пройти процедуру корпоративного одобрения», — сказала «RBC daily» руководитель пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг.

Сделка действительно может быть заблокирована акционерами в двух случаях. Дело в том, что сразу после её подписания Александр Лебедев (контролирующий блокирующий пакет акций) заявил, что сделает всё возможное, чтобы она не состоялась. Однако голоса НРК против RRJ на собрании акционеров могут не посчитать, так как корпорация может быть признана заинтересованной в сделке стороной. Нечто подобное было и с Росимуществом, которое могло представлять в сделке государственные 51% акций. Но агентство было признано аффилированным как с заказчиком бортов, так и с их производителем. Мнение его представителей предугадать было несложно. В соответствии с постановлением правительства, директива Росимущества будет напрямую зависеть от решений Минтранса и Росавиации. До настоящего времени представители Минтранса неофициально высказывались критично относительно технических показателей проекта самолёта RRJ и настаивали на финансировании Ту–334. Советник Министерства транспорта Российской Федерации Сергей Крутоусов в конце прошлого года открыто заявлял, что проект RRJ «технически не совершенен». При этом вчера один из источников «RBC daily» в министерстве предположил, что сделка по Ан–148 у его руководителей также вызовет ряд вопросов. Официальной позиции у министерства по этому поводу не было. Позицию Росавиации в сделке вчера «RBC daily» выяснить не удалось.

Даже если Александр Лебедев добьётся своего, ему вряд ли удастся решить проблемы, связанные с началом серийного производства украино-российского самолёта. Ан–148, которые может закупить «Аэрофлот», будут собираться на мощностях Воронежского акционерного самолётостроительного общества (ВАСО). Как полагает источник, знакомый с условиями предстоящей сделки, у ВАСО могут возникнуть проблемы с финансированием начала серийного производства самолётов. «На сегодняшний день таких денег у ИФК нет. Этот вопрос будет решён сразу после внесения первых платежей по контракту», — резюмировал он.

Получить комментарий у совладельца ИФК Александра Лебедева на момент написания материала «RBC daily» не удалось. В «Гражданских самолётах Сухого» о новых планах «Аэрофлота» также ничего не слышали. «Заключению контракта предшествовала многомесячная кропотливая работа, которую нельзя так просто подвергнуть ревизии. Более того, «Аэрофлот» — это не частная авиакомпания, здесь все важные решения проходят длительную стадию согласований», — сказал RBC daily заместитель гендиректора АХК «Сухой» Вадим Разумовский. Его точку зрения разделяет и гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. «Для «Аэрофлота» смысла особого нет менять один самолёт на другой, — сказал он RBC daily. — Эти самолёты по степени готовности примерно одинаковые».

Справка

ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» — крупнейшая авиакомпания страны, основанная в 1923 г. В 2005 г. она перевезла 6,7 млн. пассажиров и 145,6 тыс. т почты и грузов. Как ожидается, убыток от операционной деятельности компании по итогам года может составить 125 млн. долл. Однако из-за «пролётных» денег авиакомпания закончит год с прибылью. Основными акционерами «Аэрофлота» являются Росимущество (51,17% акций) и Национальная резервная корпорация (НРК), которая через кипрскую Grabor Trading (Overseas) Ltd. и люксембургскую Transinvest Control S.A. контролирует порядка 30% акций общества. Парк «Аэрофлота» насчитывает 90 самолётов, 27 из которых — иностранного производства. По объёмам грузовых перевозок «Аэрофлот» входит в число 50 крупнейших авиакомпаний мира и занимает первое место среди отечественных пассажирских авиакомпаний.