Украина в понедельник подписала протокол о мониторинге транзита газа без оговорок, из-за которых Россия отказывалась от его исполнения. После начала работы независимых наблюдателей Россия начнет поставку газа, и ожидает от Украины его «полного и безусловного» транзита, цитирует Владимира Путина «Интерфакс». Остается нерешенным вопрос о том, откуда Украина будет брать топливо для обеспечения транспортировки. По информации агентства, в ответ на заявление премьер-министра Юлии Тимошенко о намерении использовать для этого российский технический газ с оплатой после подписания газовых контрактов на 2009 год официальный представитель «Газпрома» предупредил, что транзитер обязан использовать для технологических нужд собственный газ. Приобрести его можно как у российской госмонополии, так и у любого другого поставщика.

Ответ с отказом

В воскресенье вечером Дмитрий Медведев объявил ничтожным протокол о контроле над транзитом газа в Европу в том виде, в каком его изначально подписала Украина. Президент поручил правительству не выполнять его (а следовательно, и не возобновлять остановленный 7 января транзит российского газа через Украину) до урегулирования противоречий.

Протокол, предусматривающий допуск наблюдателей на газотранспортные объекты в обеих странах, чтобы разморозить поставки российского газа в Европу через украинскую магистраль, был подписан и Москвой, и Киевом. Однако оказалось, что стороны завизировали совершенно разные документы. В частности, протокол с украинской подписью, переданный российскому представителю при Евросоюзе, содержал оговорку о том, что к нему должна прилагаться некая декларация. Текста ее в приложении не было, отмечает РИА «Новости» со ссылкой на главу МИДа Сергея Лаврова, однако российской стороне все же удалось с ним ознакомиться. «Текст [...] состоит частично из лживых утверждений, в частности, о том, что Украина не отбирала газ, что весь транзитный газ России пошел в Европу, а наполовину состоит из положений, которые просто противоречат смыслу подписанного нами и Евросоюзом документа», — сказал Лавров во время встречи с президентом.

Дмитрий Медведев такое приложение к документу охарактеризовал как «издевательство над здравым смыслом и нарушение ранее достигнутых договоренностей» (цитата по РИА «Новости»). В Европе считают, что предложенная Киевом декларация никак не влияет на действительность соглашения, подписанного Россией, Евросоюзом и Украиной, а лишь отражает мнение одной из сторон. Однако после всплеска дипломатической активности, вызванного заявлением российского президента, Еврокомиссия сообщила о готовности своего председателя Жозе Мануэля Баррозу вместе с украинским премьером Юлией Тимошенко рассмотреть российские претензии. «Баррозу позвонил Тимошенко и пришел к соглашению о разделе двух документов. Идет работа над новым документом, без ссылки на декларацию», цитировало представителя Еврокомиссии агентство Reuters.

Спорная декларация помимо всего прочего содержала положения о том, что Украина не прекращала транспортировку газа в Европу, то есть была и остается надежным транзитером, не производила с 1 января несанкционированного отбора газа и полностью рассчиталась с «Газпромом» за потребленный ею газ, что расходится с трактовкой ситуации со стороны Москвы. В телефонном разговоре с главой Еврокомиссии Баррозу премьер Путин отметил, что положения украинского дополнения, во-первых, в корне меняют суть документа, а во-вторых, в значительной их части не имеют отношения к обеспечению транзита российского газа через территорию Украины европейским потребителям, относясь к коммерческим взаимоотношениям «Газпрома» и «Нафтогаза Украины».

Пресс-взгляд

В сегодняшних газетах, ушедших в печать вчера вечером на пике противостояния, тема обсуждается на редкость активно.

Правительственная «Российская газета» под заголовком «Похищение Европы» решительно называет действия Украины «воровством» и обильно цитирует слова президента Медведева, сказанные на встрече с вице-премьером Сечиным: «мы будем исходить из того, что, если наблюдатели будут обнаруживать исчезновение газа, то есть его неправомерное присвоение или, проще, воровство, на этот же объем будет уменьшаться транзит. Если же это будет продолжаться непрерывно, то это может повлечь вновь приостановку транзита».

«КоммерсантЪ», не имеющий отношения к правительству, но принадлежащий Алишеру Усманову, основной бизнес которого тесно связан с «Газпромом», занимает осторожную позицию. Это издание подробно перечисляет те пункты украинского дополнения к трехстороннему протоколу, которые вызвали гнев российской стороны: «Украина была и остается надежным транзитером газа и не останавливала поставки газа в Европу», с 1 января не брала несанкционированный газ, не должна российской стороне ни копейки и «была инициатором приглашения международных экспертов для контроля за украинской газотранспортной».

Дальше всех в оценках газового конфликта пошла «Новая газета» (основной акционер Александр Лебедев): «Ежегодный газовый конфликт выгоден и российской, и украинской элитам. Газ становится «ничьим», личная прибыль возрастает по обе стороны трубы, а все политические проблемы можно свалить на соседа».

Учет, контроль и подсчет убытков

Международные наблюдатели уже находятся на газоизмерительных станциях России и Украины. За поставками газа через Украину в страны Европы будут следить примерно 75 человек — по 25 от Украины, России и Евросоюза. Наблюдатели должны обеспечивать независимый контроль за объемами входящего и выходящего из системы украинских трубопроводов газа.

Как сообщают информагентства со ссылкой на интервью Владимира Путина немецкому телеканалу ADR, убытки «Газпрома» за несколько дней транзитного конфликта составили около 800 миллионов долларов. Главный же коммерческий вопрос, собственно и положивший начало нынешней газовой войне, — о цене российского газа для самой Украины — до сих пор остается открытым.