Интересно, в каких клетках держат черти в аду души тех, кто в разные периоды истории пытался радикально изменить мир на благо собственных сограждан, и ради этого не задумываясь отправлял в мир иной сотни тысяч мирных душ. С одной стороны – черти должны сделать их VIP-персонами своего заведения, ведь первое, что провозглашали очередные «создатели нового мира»: «Бога нет!». С другой – где гарантия, что они не будут пытаться мутить души обитателей нижнего мира и провозглашать то же по поводу их владыки, оказавшись в его епархии?

Самых известных попыток перекроить время и упразднить Бога было две.

5 октября 1793 года, чуть больше двухсот лет назад, это попытались сделать французы – декретом Национального конвента был введен Французский республиканский календарь.
Первый год революции, в пику христианам, был объявлен началом эры. Эра «от рождества Христова» за ненадобностью была упраздена. Последующие годы начинались в полночь того дня, на который приходился момент осеннего равноденствия (разумеется, по среднему парижскому времени). Время, по французскому календарю, начиналось с 22 сентября 1792 года, даты уничтожения королевской власти и провозглашения республики, совпавшей в тот год с днем осеннего равноденствия.

Вместо недели была введена декада – по нашему десятидневка, целью ее создания также была дехристианизация населения (христианские праздники по новому календарю попадали на рабочие дни). С выходными у французских революционеров было негусто – всего один день на декаду – не разгуляешься. В году предполагалось пять праздничных дней, или санкюлотидов, имевших весьма патетические названия: День доблести, День таланта, День труда, День мнений, День наград и День революции.

Каждый день года также получал особые названия. Сделано это было для того, чтобы французские граждане «по-старинке» не называли детей человеческими именами. Национальный конвент рекомендовал называть детей по-новому – не в честь каких-то там святых мучеников, а по дням года. Новорожденный мог получить имя Ваш (корова) или Каррот (Морковка). Думается, не многие французы обрадовались такой перспективе.

Новое время во Франции просуществовало два с половиной года и было отменено Наполеоном. С тех пор Франция вернулась к летоисчислению принятому во всем мире. Ностальгия охватила французских граждан только один раз - Республиканский календарь был восстановлен во время Парижской коммуны и действовал с 18 марта по 28 мая 1871.

На этом опыты с перекраиванием календаря французы прекратили.

Опыт был повторен в Советском Союзе в 1929 году, также без особого успеха. Время в советском революционном календаре начиналось с октябрьской революции, а французская декада была поделена на два и стала пятидневкой, причем каждый день ее имел свой персональный цвет – желтый, розовый, красный, фиолетовый и зеленый.

И хотя выходных в новом календаре у советских людей было вдвое больше, чем у французов за полтора века до того, он также просуществовал недолго – уже в 1931 году советским людям высочайше было разрешено пользоваться старым календарем, а в сороковом он был отменен...

Среди курьезов отечественного нововведения – существование на протяжении двух лет 30 февраля и так называемые «безмесячные каникулы», по нашему – праздники. Их у советских людей было на один меньше, чем у французов, да и назывались они не так красиво: День Ленина, два Дня труда, и два Индустриальных дня.

И хотя ревоюционный календарь в Советском Союзе не прижился, опыт введения «новой эры» отразился на отечественном летоисчислении – по идеологическим соображениям было принято решение воспользоваться французским опытом дехристианизации. Хотя упразднить «старую» эру окончательно и бесповоротно у советских чиновников не получилось, им все же удалось скрыть от советских граждан ее христианское происхождение. И год рождения Христа надолго стыдливо скрылся за таинственными буквами НЭ.