Участники саммита «большой двадцатки», завершившегося вчера в Лондоне, заявили о необходимости установления контроля над мировой экономикой и финансами, фактически отказавшись от концепции либеральной, саморегулирующейся экономики, господствовавшей в мире последние 20 лет. Если предложенная на саммите программа будет реализована, G-20 в союзе с «большой восьмеркой» может стать первым в истории международным институтом, управляющим мировой экономикой.

«Весь мир собрался сегодня вместе для борьбы с мировым кризисом», — заявил премьер-министр Великобритании Гордон Браун, оглашая на правах принимающей стороны итоги саммита G-20. Предложенная программа, подчеркнул Браун, «не покончит с рецессией сразу, но заметно сократит ее срок и спасет рабочие места».

На стимулирование мировой экономики G-20 планирует потратить в общей сложности 1 трлн долл. Функция распределения помощи возложена на Международный валютный фонд. Так, 250 млрд долл. МВФ получит безналично, через SDR (специальные права заимствования) — безналичную валюту, эмитируемую фондом и исчисляемую исходя из курсов доллара, евро, фунта и иены. Еще 500 млрд фонд получит от G-20 напрямую. Дополнительные четверть миллиарда направят на развитие торговли.

Выделяя столь серьезные средства на сти­мулирование мировой экономики, «большая двадцатка» предъявляет права на контроль за их распределением. В частности, по настоянию Франции и Германии решено начать борьбу с так называемыми «налоговыми гаванями», то есть странами и регионами, предоставляющими убежище иностранным налогоплательщикам, помогая им уйти от уплаты налогов у себя на родине. В ближайшее время Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликует список стран, «не помогающих борьбе с неуплатой налогов».

Одновременно G-20 заявила о начале глобальной санации банковской сферы. Под более жесткое регулирование попадут хедж-фонды и рейтинговые агентства, которые будут подвергнуты проверке на конфликт интересов. Руководителям банков, получающих поддержку от G-20, запрещено начислять себе бонусы и премиальные.

Президент Дмитрий Медведев, представлявший на саммите Россию, поддержал все предложения, выдвинутые G-20, однако подчеркнул, что процесс пересмотра архитектуры международных финансовых отношений находится только в самом начале. «Необходимо разработать международное финансовое соглашение, определяющее глобальные стандарты регулирования в финансовом секторе», — цитирует слова Медведева источник в российской делегации на саммите. В дополнение к уже существующим стандартам ОЭСР президент России предложил разработать и ввести новые единые правила, касающиеся финансовой отчетности и обмена информацией.

Многие аналитики уже заявляют о недостаточности мер, предложенных «большой двадцаткой». «Триллион долларов — весьма скромная сумма в свете тех проблем, с которыми столкнулось большинство правительств, — заявил «РБК daily» старший экономист Charles Stanley & Co. Эдвард Минеши. — Учитывая то, что в ближайшее время даже Великобритания может запросить помощь у МВФ, выделенных средств определенно не хватит».

Впрочем, рынки восприняли итоги саммита позитивно. До оглашения судьбоносных решений «большой двадцатки» азиатские индексы демонстрировали уверенный рост, в то время как европейские и американские рынки замерли в ожидании и поползли вверх лишь после того, как результаты саммита стали общеизвестны. Так, NASDAQ подрос на 3,8%, S&P 500 — на 3,7%, а DAX подскочил более чем на 6%. Цена на нефть марки Brent увеличилась на 7,8%. Еще более оптимистично отреагировал российский фондовый рынок. На момент закрытия торгов рост индекса ММВБ составил 6,4%, а РТС — 7%.

При этом многие указывают на принципиальную новизну подходов к борьбе с кризисом, принятых в Лондоне. «Как ни банально это звучит, но главным итогом саммита G-20 стало согласие всех его участников принять общие правила игры в мировой экономике», — заметила «РБК daily» директор Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ–ВШЭ Марина Ларионова. «Большая двадцатка» не дублирует «большую восьмерку» и не стремится ее вытеснить, считает эксперт. Напротив, обе структуры способны дополнить друг друга и вместе стать организацией, способной осуществлять экономическое регулирование во всемирном масштабе. G-20, по ее мнению, будет исполнять те же функции, что раньше исполняла «большая семерка», то есть заниматься только экономической и финансовой сферами. К компетенции же G-8 отойдет более широкий круг вопросов, таких как экология, глобальная безопасность и т.д. «Москва, входящая как в G-8, так и в G-20, получает возможность играть на нескольких площадках», — отметила эксперт.

Главным недостатком новой схемы является отсутствие у «большой двадцатки» механизмов реализации принятых решений, отметил Эдвар Минеши. «Правительства стран «двадцатки» договорились между собой, но не все в экономике решают правительства, — заметил «РБК daily» британский эксперт. — Теперь все зависит от того, начнут ли потребители стран G-20 увеличивать расходы, возобновят ли банки кредитование экономики и будет ли финансовая система приведена в необходимое для этого состояние функционирования». Без этого все решения саммита G-20 останутся на уровне деклараций.