Люди, которые мужественно прошли через ужас бомбежек, плакали сегодня вечером на концерте Валерия Гергиева в Цхинвали. Когда зазвучала одна из главных тем Седьмой симфонии Шостаковича, известной в мире под названием «Ленинградская», даже у мужчин увлажнились глаза. Эта симфония была впервые исполнена в 1943 году в блокадном Ленинграде.

Лицо самого маэстро выражало немало сложных чувств, передает «ИТАР–ТАСС». Уже сейчас можно сказать, что этот концерт станет одним из самых запоминающихся в его творческой биографии. «Это величайшая военная симфония ХХ века, в ХХI столетии, ничего подобного ей по силе не написано», — сказал Гергиев на репетиции, объясняя свой выбор. «И это, может быть, даже хорошо, чтобы жизнь не давала поводов для создания таких сочинений», — добавил он.

Перед началом концерта маэстро был немногословен. «Я хочу выразить вам свое восхищение, — склонил голову перед зрителями музыкант. — Мы здесь, чтобы на весь мир заявить людям правду о Цхинвали. Если бы не помощь великой России, здесь было бы еще больше жертв. Мы можем сегодня говорить на весь мир, что Цхинвали — это город герой. Это — Сталинград, здесь все полностью разрушено. Но за вами — честные люди всей планеты, и потому у нас есть надежда увидеть эту землю процветающей».

Оркестр расположился перед зданием парламента, где в одном из сгоревших дотла залов раньше выступали симфонические оркестры. Музыканты, как и дирижер, были в черном. А на лестнице, разделяющей оркестр и зрителей, горели свечи. И никому не надо было объяснять, в чью память. «Вам, живым и погибшим. Тебе, Южная Осетия» — эти слова появились перед концертом над импровизированной сценой.

Телевизионную трансляцию концерта из Цхинвали смотрели миллионы россиян — и не только в своих домах. Как сообщили «ИТАР–ТАСС» в управлении Московской железной дороги, некоторые пассажиры, узнав из выпусков новостей о концерте, заранее попросили работников вокзалов настроить телевизоры на нужный канал и смотрели трансляцию в залах ожидания вокзалов и сервис-центрах. Представитель дороги этой связи он напомнил, что столичные железнодорожники одни из первых протянули руку помощи пострадавшим в результате боевых действий в Южной Осетии. В частности, работники магистрали собрали им денежные средства, а также донорскую кровь.

Пассажиры московских аэропортов также смотрели концерт, транслировавшийся из Цхинвали. По словам официального представителя Шереметьева Романа Гениса, «некоторые телевизоры, установленные в залах ожидания, также были настроены на телеканалы, ведущие прямой эфир из Цхинвали».

А в самом Цхинвали по окончании концерта публика устроила музыкантам овации, которые продолжались больше 10 минут. Потрясенные люди расходились молча.