Как сообщила вчера пресс-служба Национальной академии кинематографических искусств и наук РФ, комиссия по отбору российских фильмов на соискание премии «Оскар» остановила свой выбор на фильме Анны Меликян «Русалка». Комментирует Михаил Трофименков.

Пятерка оскаровских финалистов в номинации «лучший иностранный фильм» определится 22 января, и гарантий, что в нее попадет «Русалка», нет. Но то, что выбор комиссии под председательством Владимира Меньшова пал именно на фильм Анны Меликян, свидетельствует: международная политика академии стала более гибкой и реалистичной, хотя и осталась вполне конформистской.

Фильм «Русалка» произведен в 2007 году кинокомпанией Magnum по заказу «Централ Партнершип». Автор сценария и режиссер Анна Меликян, оператор-постановщик Олег Кириченко, продюсер Рубен Дишдишян, в ролях Маша Шалаева, Евгений Цыганов, Мария Сокова.

В предыдущие годы выбор комиссии определялся прежде всего тем, похож ли фильм-претендент на голливудскую продукцию: считалось, что, если похож, у него больше шансов. Так номинировались «12» Никиты Михалкова, переписавшего шедевр Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин», и усредненно политкорректный «Дом дураков» Андрея Кончаловского, выжимающий слезу «Итальянец» Андрея Кравчука и «9 рота» Федора Бондарчука, апеллирующая к голливудской мифологии вьетнамской войны. Но если эти фильмы и были похожи на голливудские прототипы, то на прототипы устаревшие. Когда «большой» «Оскар» берет трехгрошовое, независимое «Столкновение» Пола Хаггиса или «Старикам здесь не место» братьев Коэн, куда уместнее в роли претендента выглядит дешевая, но сердитая сказка госпожи Меликян о девушке, обладающей проклятым даром реализовывать свои желания. Тем более что «Русалка» уже получила приз за режиссуру на важнейшем фестивале независимого кино в Сандэнсе.

С другой стороны, тяжеловесов вроде Никиты Михалкова среди соперников Анны Меликян и не было, если не считать Владимира Наумова и Карена Шахназарова. Но трагически устаревшую по эстетике «Джоконду на асфальте» господина Наумова в список претендентов, очевидно, включили только из уважения к президенту отечественной киноакадемии. Зато с «Русалкой» соперничали еще одна представительница младшего поколения Екатерина Шагалова со злым и местами волшебным фильмом «Однажды в провинции», любимец мировой кинокритики Александр Сокуров с «Александрой» и Алексей Учитель, снявший, возможно, лучший отечественный фильм года «Пленный». Победа «Русалки», очевидно, диктовалась не тем, что есть в этом симпатичном фильме, а тем, чего в нем нет.

Прежде всего в нем нет кавказской войны. Между тем Чечня — доминирующая тема киногода. «Александра» и «Пленный» посвящены ей напрямую, тени войны витают над провинцией госпожи Шагаловой, и даже у героини вполне оторванной от реальности «Джоконды», где по Москве–реке скользит гондола, муж погиб в Чечне. Впрочем, можно предположить, что «Пленный» «пролетел» мимо номинации, поскольку комиссия испугалась, что тупые янки перепутают его с одним из номинантов прошлых лет — «Кавказским пленником» Сергея Бодрова.

Нет в «Русалке» и болезненной социальности, как в единственной за шесть лет российской пролетарской драме «Однажды в провинции»: в мегаполис, куда попадает «русалка», социальные роли персонажей не более чем маски. Нет и намека на советское прошлое, еще недавно считавшееся ходовым товаром на оскаровском рынке. Между тем именно к нему обращались в своих фильмах еще два претендента. Александр Прошкин в экранизации повести Валентина Распутина о дезертире «Живи и помни» и Карен Шахназаров в студенческом ретро из времен застоя «Исчезнувшая империя». То есть молодые режиссеры, говорящие на вполне актуальном языке, получили наконец шанс прорваться в лауреаты «Оскара». Причем на сей раз ровно потому, что они никого не грузят актуальными темами.