Таков один из результатов бессистемной шумной «благоустроительной» компании захлестнувшей недавно Сочи. Кто-то был заинтересован в этой укладке пресловутой дорогой однотипной и низкокачественной брусчатки.

Нечто подобное намечается повторить, но уже в громадных государственных масштабах олимпийского строительства. Речь идет о строительстве сразу 3-х транспортных коммуникаций на Красную Поляну в узком пространстве припойменной части реки Мзымта.

Зимние Олимпиады проводятся в гористой местности, возможны обвалы на дорогах. Этим и вызвано требование проведения не менее 2-х дорог к месту соревнований. Но по Сочи, принятый в спешке вариант создания второй дороги в Красную Поляну не только удивляет, но и изумляет своей непродуманностью, безумной затратностью, а главное — ничем не оправданной реальной опасностью скомкать всю предолимпийскую подготовку.

По сообщению президента РЖД В.Якунина: «...будет построена совмещенная автомобильно-железная дорога на Красную Поляну». Также сообщили, что дорога пройдет по обоим берегам реки Мзымта и будет включать в себя семь тоннелей. Стоимость этих работ определяется более 260 миллиардов рублей! (Сравните: весь годовой бюджет Сочи составляет 11 миллиардов рублей!).


Вид в сторону левого берега р. Мзымта; август 2008 г.

На днях побывали мы в этих местах, полюбовались ландшафтными далями, красотой еще дикой бурной горной реки... Смотрели мы на это с дороги на правом берегу, которая далеко не была загружена проходящими машинами.

Подумалось, что будет с этими благословенными местами после намечаемого грандиозного вторжения в эту Природу.

Люди, остановитесь,
посмотрите не зашоренными глазами
на эту ситуацию!
Спасите Природу!
Нет нужды ее разрушать.

Действительно, на небольшой ширине поймы, измеряемой несколькими сотнями метров, пройдут тяжеловесные строительные механизмы, будут перемещаться сотни тысяч кубометров пород. Это строительство производится при чрезвычайно сложных инженерных обстоятельствах. (В 60-х годах мне довелось возглавлять Городскую аварийную комиссию в связи с грандиозным обвалом в районе р. Кепша, с образованием огромного озера глубиной более 18 м, были тяжелые последствия).

Строительство дороги грозит обернуться крупнейшим нарушением экологической обстановки, нарушением режима водозабора для нужд Адлера и всего Б.Сочи (в балансе водоснабжения города-курорта вода из водоносных подрусловых запасов реки Мзымта составляет значительную долю!).

Ко всем сложностям строительства добавляется еще и то, что тоннели авто- и железных дорог (!) намечается провести по трем карстовым массивам: Ахштырь, Дзыхра и Ахцу. Уже сейчас при бурении — много аварий с потерей бурового инструмента (они проваливаются в карстовые полости), а впереди при проходке строителей ждут неизвестные подземные реки и ручьи, разломные зоны, пустоты...

И все это ради нескольких недель зимнего сезона!?

Кстати, при осмотре будущей трассы на месте 10 марта 2009 года мы увидели безобразную картину хищения балластного материала из поймы реки Мзымта, наблюдая колонны машин, загружаемых мощным экскаватором. А ведь именно эти тысячи кубометров пляжного материала должны были пополнить часть Имеретинской низменности. Стоит ли удивляться катастрофическим размывам, которые происходят на территории главного Олимпийского строительства. Специальная прокуратора этих безобразий в упор не видит.

Красная Поляна — поселок небольшой, всего 4,5 тысячи населения, им вполне достаточно имеющейся дороги. В повседневной жизни, даже с учетом создаваемых здесь горнолыжных комплексов, поселок не нуждается в разветвленной сети подъездных магистральных дорог. Максимум, что дополнительно возможно на левом берегу р. Мзымта, так это скоростная канатная дорога. Аварийно можно всегда застраховаться созданием группы вертолетов на время проведения Олимпиады.

Задавались ли целью устроители этих двух новых дорог (железнодорожной и шоссейной) — сделать дешевой их последующую эксплуатацию? Во сколько обойдется месячное содержание новых трасс длиной 38 километров, да еще с 27 километрами тоннелей? Сколько будут стоить, например, только после-усадочные работы? Кто будет возмещать эти затраты? Надо разобраться?

Но заказчики торопятся, импортную оснастку для подземных проходок везут гигантами авио-лайнерами «Руслан» (см. фото 12 марта 2009 г.).

Знай наших!



А уж если говорить об обязательной второй дороге к базе Белой Олимпиады, то есть и другие варианты, гораздо более выгодные для развития Сочи, для освоения его глубинных территорий и более экологически щадящие. Предлагается построить эту вторую дорогу принципиально по новой трассе, в отличие от той, которую сегодня начинают строить; от кольца Краснодарского моста, через Ажек, Медовеевку до Красной Поляны. По расчетам, ее длина составит всего 45 километров, а не 70, как сегодня предлагается. Более того, прокладка трассы дороги-дублёра по предложенному варианту, имеет еще целый ряд других преимуществ.

В этом случае большая часть транспорта в Красную Поляну из Центра со стороны Дагомыса пойдет не по Курортному проспекту и другим перегруженным улицам. Да и строить новую дорогу не так уж сложно, так как на большей части ее трассы имеется старая, забытая дорога. Еще мальчишкой мы с отцом в 40-ых годах ездили на полуторке по этой дороге, тогда я впервые увидел здесь богоданные места. Такая красота должна быть открыта!


Дорога (Кр.Поляна — Медовеевка — Ажек — развилка ул. Пластунской) по схеме ИИ Мавроматиса. Предлагаемая трасса указана пунктиром.


Схема прокладки канатной дороги

Дорогу следует проектировать и строить скоростной, с разъездами в двухуровневом варианте, в местах стыковок с другими дорогами. И, конечно же, создание такой дороги должно сопровождаться самыми жёсткими мерами природоохранного порядка, включая использование экологически чистых технологий строительства самой трассы. При строительстве в олимпийском Сочи, необходимо создавать специальные проекты организации производства работ (ПОР), предусматривающие сохранность тонкой экологической составляющей нашей Сочинской неповторимой природы!

Предлагается также для связи с Красной Поляной использовать канатные дороги с гондолами на 180 человек и больше. Для пассажирских и некоторых грузовых перевозок. Группой лиц (В.А. Воронков, В.Н. Шарафутдинов, С.В. Гордиенко) также внесено предложение об устройстве канатных дорог и получено патентное свидетельство по теме «Направления развития транспорта с наименьшей техногенной нагрузкой на экологические системы в регионе западного Кавказа и рекреационно-бальнеологической зоне Большого Сочи».



По этому предложению канатная дорога (по опыту Баварии, см. фото двухэтажных кабин) должна соединить Красную Поляну с улицей Пластунской или со Старой Мацестой. Новая автотрасса и канатная дорога дают возможность обеспечить проезд в Красную Поляну из центра города.

С этой трассой на Красную Поляну упрощается обстановка по подготовке к Олимпиаде и значительно, многомилиардно, удешевляется ее строительство по следующим направлениям:

1. Уменьшаются объемы работ на строительство дороги. Проезд от центра города до Поляны составит всего 45 км, вместо 70 км. Снимаются транспортные нагрузки на перегруженные Курортный проспект и дорогу Агура—Адлер за счет транспорта, следующего в Красную Поляну со стороны Кубани и из центра Сочи.

2. Отпадает необходимость размещать участников Олимпиады, участвующих в соответствующей группе горнолыжников в отелях Имеретинской долины. Для этих целей можно использовать имеющуюся гостиничную базу в центре города, которая пустует в зимнее время.



3. Отпадает необходимость размещать профессиональные кадры, нужные для обслуживания Олимпиады (переводчиков, врачей, ресторанных работников, и тех же строителей). Таких специалистов, вынужденных уходить в отпуска без содержания много в зимнее время. Это ли не потенциал для круглогодичной работы города-курорта? Путь длиной 45 км на скоростных автобусах или 37 км по канатной дороге будет более коротким, более дешевым и конечно же, более эстетичным и безопасным. Этот путь выгоден для развития курорта в целом. Более того, исчезает потребность в строительстве многих объектов обслуживающей инфраструктуру в Красной Поляне и в Имеретинской долине.

4. Будет осваиваться новый глубинный район Большого Сочи. Около новой трассы изумительные по красоте ландшафтные просторы, малоизвестные памятники природы. Представится возможность открыть новые экскурсионные маршруты. Здесь откроются площади для расширения сельскохозяйственного производства.

5. Наилучшим образом может быть использован огромнейший потенциал городской строительной индустрии, которым является завод железо-бетонных изделий Главсочиспецстроя, расположенный как раз у начала предлагаемой трассы. Этот завод располагает также самостоятельным железнодорожным подъездом и является крупнейшим погрузо-разгрузочным узлом. С его помощью построены миллионы квадратных метров жилья, новые гостиницы и другие объекты всего Большого Сочи.

Подсчитано, что узел Адлер должен принимать в год 100,0 млн. тонн грузов. Его надо строить, а имеющиеся железнодорожные разгрузочные мощности ликвидируются. Ныне завод подлежит сносу, коллектив квалифицированных кадров увольняется, на его месте должен возникнуть игорно-развлекательный центр? Пир во время чумы!

Складывается парадоксальная ситуация, когда сотни тысяч тонн грузов (цемент, металл и пр.) через Сочи направляются в Адлер на строящийся завод железобетона. Затем это вернется назад в виде готовых изделий в центр Сочи по перегруженным улицам и Курортному проспекту. Каково? Сносим нужное, строим ненужное?

Передача в последние время функций заказчика по составлению Генерального плана Сочи ГК «Олимпстрою» вызывает большие сомнения в том, что Сочи будет развиваться, как российский бальнеоклиматический, питьевой, туристический и спортивный город-курорт. Дело идет к тому, что в этих планах все развитие хотят подчинить разовым интересам зимней двухнедельной Олимпиаде 2014 г.

Такая постановка вопроса никак не отвечает интересам стратегического развития Сочи как курортного центра мирового уровня с использованием олимпийских возможностей.

Данные предложения в 2006—2009 гг. были изложены Администрации города, но в ответ обычное молчание.

В.А. Воронков,
Руководитель Сочинского Горисполкома в 1955—1977 гг.,
Инвалид Отечественно войны, полковник запаса,
Почетный Гражданин города Сочи,
Герой Труда Кубани,
Почетный член Союза архитекторов России,
Действительный член Российской Академии естественных наук
Почетный изобретатель России,
Член ученого Совета Сочинского отделения русского географического общества