Последние 15 лет я занимался расследованием движения «грязных денег» в мировой финансовой системе и изучением механизмов функционирования глобальной оффшорной помойки. Скромная научно-исследовательская и журналистская деятельность (похоже, пора вносить коррективы в мою докторскую диссертацию по теме «Финансовая глобализация в контексте проблем общемирового, регионального и национального развития») привела к тому, что на меня обрушились созданные субъектами моих расследований проблемы: сфабрикованные уголовные дела, клеветнические кампании в СМИ, атаки на бизнес. К большому разочарованию заказчиков, Национальный резервный банк выполнил все обязательства перед клиентами, вернув более 1 млрд. долларов во время наезда.

Сейчас с интересом наблюдаю за развитием скандала с «панамагейтом». Все случившееся – лишнее подтверждение евангельской истины о том, что все тайное рано или поздно становится явным. Впереди еще много таких «фонсек», работавших на свои «креди сюиссы». Смущает ряд моментов.

С одной стороны, выпячивание в заголовках новостей персон, которые ВООБЩЕ никаким образом не фигурируют в слитом массиве.

ICIJ.JPG

Я не увидел в «Panama Papers» ничего, что могло бы скомпрометировать президента РФ, несмотря на категорические утверждения The Guardian. Зачем было делать рекламу «панамагейту» упреждающими заявлениями о провокации? У Кремля есть 100-процентный кейс выиграть в британском суде иск о диффамации. Как, кстати, и в случае с нашумевшим фильмом ВВС о «тайных богатствах», где укравшие в России 3,5 млрд. долларов Сергей Пугачев из «Межпромбанка» и Дмитрий Скарга из «Совкомфлота» рассуждали о коррумпированности Владимира Путина. Это и «называется, с больной головы на здоровую».

С другой стороны, информация о лицах, которые там присутствуют с подписями и печатями, скромно замалчивается. Не менее странно, что на карте, иллюстрирующей происхождение «грязных денег», некоторые государства выглядят девственно чистыми, хотя именно они являются олицетворением оффшорной олигархии (взять, к примеру, корпорацию General Eletric, которая благодаря своим бесчисленным «дочкам», «внучкам» и «правнучкам» не платит в США вообще никаких налогов – более того, получает налоговые вычеты на миллиарды долларов в год).


Самое любопытное здесь - то, что увлекательный калейдоскоп громких имен и эмоциональных, но голословных утверждений уводит от главного вопроса. Его старательно обходят стороной авторы публикаций. Он заключается в том, кто и зачем создал, поддерживает и получает выгоды от этой глобальной системы отмывания и сокрытия криминальных капиталов. Ведь коррупционеры и международные мошенники не прячут украденные деньги в России и Китае и не просят политического убежища в Монголии. Отмывочные конторы «прописаны» на Британских Виргинских островах и в Монако, а за защитой от правосудия беглые жулики обращаются, ну разумеется, к властям стран Европы и Северной Америки. Упомянутый Пугачев скрывается во Франции, Бородин из «Банка Москвы» коротает дни в английском поместье за 140 млн. фунтов стерлингов, Беджамов из «Внешпромбанка» катается на яхтах в Монако, Мотылев из «Российского кредита» отдыхает в Лондоне, Алякин из «Пушкино» в Швейцарии и т.д.. Присвоенные ими миллиарды долларов лежат отмытыми в крупнейших западных банках и инвестфондах, они покупают виллы, яхты и самолеты, их охраняют ведущие юридические конторы. И только прокуратура и налоговая служба США в белых одеждах пару раз в год черпают из этого «грязного бассейна» 20-25 млрд. долларов. Как мило!

Между тем, ежегодно бассейн пополняется гораздо более серьезными суммами – как минимум, на ТРИЛЛИОН долларов. По подсчетам неправительственных мониторинговых организацией, общий размер капиталов, похищенных за 20 лет коррумпированными элитами, долбинами (должностные лица с бизнес-интересами) и финансовыми мошенниками по всему миру, может достигать 60 трлн. долларов, что сопоставимо с годовым ВВП планеты. На деле «вклад» российских мошенников в этот своеобразный «общак», хотя он и выражен в валюте и значителен применительно к рублевому ВВП нашей страны, не так уж велик, составляя не более 4-5%. Ежегодными источниками пополнения «черной кассы» являются развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки, для страдающего от нужды населения которых подобное «перераспределение благ» является хуже стихийного бедствия. Это своего рода апартеид в глобальном масштабе.

В странах «золотого миллиарда» создана система, обеспечивающая выкачивание из «третьего мира» финансовых ресурсов, которые оседают в многочисленных оффшорных гаванях, а потом легализуются в банковской системе США и Европы. Эти операции обслуживаются сотнями юридических компаний и «специальных юрисдикций» - «заморских» территорий или вассальных государств. Таким образом, западная элита сама оказывается крышей инфраструктуры «грязных денег», а незнание механизмов ее функционирования не освобождает их политиков от ответственности (много писал об этом, например в The New York Times).

Например, в банке Credit Suisse под управлением находится 720 млрд. долл. Сколько из этой суммы источником своего происхождения имеет тот самый «грязный бассейн»? Правда ли, что в крупнейшем американском инвестфонде Franklin Tmpletone есть деньги бывшего президента Украины Януковича и Ко, отмытые и вложенные в искусственно обесцененные по его указанию гособлигации Украины?

Или вот такая простая мысль: какие западные институты научили моих менеджеров-мошенников не только похитить и присвоить сотни миллионов долларов из моего кипрского холдинга, но и «прогнать» через него за моей спиной еще пару сотен денег «непонятного» происхождения? И что было бы с моей репутацией, если бы я не начал это расследовать несколько лет назад, заплатив за это много миллионов, если бы не подал бы иски в 2014-2015 гг.? И кому бы я что-либо объяснил бы теперь, что, мол, я не мошенник и не отмыватель? Ведь в материалах расследования холдинг выглядит как преступный синдикат по отмыванию и хищению средств. При этом все деньги, украденные у владельца, нашли своих бенефициаров за рубежом. Да, часть попала в карманы менеджеров, но большая часть присвоена ведущими западными компаниями и банками, под флагом аудита… KPMG!

Правоохранительные органы стран Запада, несмотря на арсенал законов (FCPA и RICO в США, Fraud Act в Великобритании и др.), по таким делам бездействуют. Если бы силовые структуры и фискальные ведомства России – генпрокуратура, налоговая служба, следственный комитет, МВД – начали по примеру американских коллег действовать экстерриториально, защищая законные права и интересы российского бизнеса от оффшорных мошенников, появились бы новые возможности по поиску и возврату в Россию денег без дорогостоящих и зачастую бессмысленных судебных тяжб. Ведь все 260 млрд. долл., взысканных за последние 10 лет прокуратурой США в госбюджет от иностранных банков по делам о налогах, санкциях и др., получены именно путем внесудебных урегулирований.

В мае в Лондоне пройдет саммит на тему борьбы с оффшорами. Отличный повод для правительства Её Величества проявить себя на этом поприще. Казалось бы, что проще: закройте свои оффшоры, сделайте список псевдонезависимых государств-паразитов и запретите зарегистрированным в них компаниям вести у себя бизнес в какой-либо форме. Сделайте так, чтобы фирма из Панамы не могла владеть активами в «чистом» мире, а банки не имели права открывать ей счета и проводить операции. Уверю, вся эта помойка рассосется в считанные месяцы.

Но это, почему-то, никому не приходит в голову. Или есть заинтересованные стороны? Qui prodest? Ведь атмосферу портит куча навоза, лежащая в самом центре мировой финансовой системы, а не мухи, которые на нее слетаются. Как говаривал Григорий Явлинский, «вам надо разгребать эту кучу, а не сидеть в ней». Похоже на то, что скорее за эту тему возьмется Кремль, а не западные лидеры. Со своей стороны приглашаю следственный комитет, прокуратуру и налоговую службу выступить сторонами в моих судебных процессах за рубежом. Готов пригласить «доктора», зарегистрировать все оффшорные компании в ФНС РФ и выступить в роли образцового субъекта амнистии капиталов, даже если состава преступления в деятельности моих компаний за рубежом нет.