Председателю Банка России

Игнатьеву С.М.

Уважаемый Сергей Михайлович!

25 марта 2011 года Банком России завершена длившаяся 4 месяца проверка АКБ «Национальный резервный банк» (ОАО) (Банк). Рабочая группа в составе одиннадцати сотрудников МГТУ Банка России провела проверку информации, изложенной в обращении ГСУ при ГУВД по г. Москве МВД России от 16.11.2010 №38/2СЧ-19686, а также провела проверку работы Банка за период с 02.03.2009 по 01.03.2011 по вопросам: оценка активов, проверка обязательств и проверка формирования финансового результата.

Проведение проверки потребовало значительных трудозатрат, как со стороны Банка, так и со стороны Банка России. В течение четырех месяцев деятельность 11 проверяющих сопровождали до 20 человек уровня директора департамента, руководителей управлений и отделов Банка. За время проверки Банком получено от проверяющих и исполнено 118 заявок, содержащих свыше 600 пунктов и вопросов, рабочей группе передано более 15 000 листов заверенных и прошитых распечаток, копий, справок и других документов. В целях выполнения запросов группы для получения нестандартных выборок и отчетности, Банк был вынужден выполнить свыше 35 доработок программного обеспечения.

В части проверки операций связанных с санацией АКБ «Российский капитал» (ОАО) (Банк РК) рабочая группа провела детальную повторную проверку действий сотрудников Банка и всех операций по предоставлению санируемому банку средств, выкупу активов, оплате векселей, проведению расчетов и конверсионных операций, описанных в акте комплексной проверки от 20.05.2009 №АТ1-33-10/1819ДСП проведенной МГТУ Банка России весной 2009 года.

Несмотря на значительные трудозатраты, Банк удовлетворен результатами проверки. Как и в материалах проверки 2009 года, резюмирующая часть акта не содержит ни одного недостатка или нарушения, допущенного Банком в ходе санации. Несмотря на то, что предоставленный Банком России АКБ «НРБанк» депозит не предполагал никаких ограничений на целевое использование средств и Банк мог использовать их по собственному усмотрению, проверкой документально подтверждено, что Банк передал санируемому банку ресурсов на сумму свыше 7,5 млрд. рублей, что выкуп активов проходил исключительно по номиналу с оплатой денежными средствами, оценено качество принятых активов и прослежена их дальнейшая судьба в Банке. Представленные Банком материалы подтверждают, что и представление средств санируемому банку и выкуп активов, проходили на условиях существенно лучше рыночных.

Нет замечаний по оплате векселей санируемого банка, соблюдению требований законодательства в части противодействия отмыванию денежных средств. В акт включены материалы Банка, частично раскрывающие размер затрат и потерь, понесенных Банком в ходе санации. Акт не содержит ни прямых, ни косвенных подтверждений содержащихся в запросе следственных органов надуманных обвинений о желании Банка извлечь максимальную собственную выгоду вместо выполнения поставленной социальной задачи по оздоровлению и санации Банка РК и о причинении ему ущерба. Некоторые содержащиеся в акте замечания, касающиеся порядка документооборота, оформления заседаний рабочих групп и коллегиальных органов в ходе санации, не имеют существенного значения и не являются препятствием для однозначного вывода о полном отсутствии претензий к АКБ «Национальный резервный банк» по итогам санации.

В части проверки текущей деятельности Банка за два последних года рабочая группа не нашла свидетельств о нарушении Банком норм федерального законодательства и представленный Акт содержит лишь описание отдельных нарушений, не носящих системный характер, а именно:

• факты недоформирования резервов по трем кредитам юридических лиц на общую сумму 18,8 млн.рублей на 01.12.2010 и 16,4 млн. рублей на 01.03.2011, - устранены Банком самостоятельно, до или в ходе проведения проверки.Указания проверки на неверное формирование резервов по ссудам еще одного заемщика на сумму 90,0 млн. рублей банк считает необоснованным и оспаривает, при этом претензии предъявлены по периоду до марта 2010 года.

• по ссуде ЗАО «Энергомаш (Чехов)» - проверяющие согласились с правильностью классификации Банком данного кредита в III группу риска, однако считают, что Банку следует увеличить процент резервирования с 21% до 50% и досоздать резерв в объеме 730 664,6 тыс. рублей. Банк категорически не согласен с данной оценкой и представил мотивированное суждение о том, что оценка данного кредита в разрезе требований действующей нормативной базы (прибыльное предприятие, хорошее качество обслуживания, хорошее качество залога) не только не требует досоздания резервов, но и позволяет классифицировать его во II группу риска. Тем не менее, оставаясь на своей позиции в оценке данного кредита, Банк принял решение и в соответствии с рекомендацией комиссии сформировал по данному кредиту по состоянию на 1 апреля 2011 года требуемый дополнительный резерв в объеме 730 664,6 тыс. рублей.

• факты недоформирования резервов по 5 кредитам физических лиц на сумму 5,6 млн.рублей. Банк не согласен с данной оценкой, в составе возражений к акту направил мотивированное суждение по данному вопросу, но в ходе рассмотрения акта по состоянию на 1 апреля 2011 года сформировал указанные резервы.

Следует подчеркнуть, что в акте проверки содержится заключение, что перечисленные нарушения не повлияли на соблюдение Банком обязательных нормативов.

• По мнению рабочей группы, в состав задолженности по группе компаний НРК целесообразно включать задолженность ЗАО «Ред Вингс», DeltaStream Limited, ЗАО «Ресурсцентр» и ООО «Агроинвестфинанс» при этом комиссия указывает, что это также не приведет к нарушению установленных нормативов. Банк представил мотивированные возражения по данному вопросу и рассчитывает, что сможет убедить МГТУ Банка России в отсутствии оснований для подобных оценок.

Все остальные замечания и предложения рабочей группы носят методологический характер и не влекут за собой возможных изменений в отчетности Банка.

Следует добавить, что акт проверки не содержит даже мелких замечаний по финансово-хозяйственной деятельности Банка, операциям с привлеченными ресурсами, правильности формирования и отражения в балансе доходов и расходов, формировании финансового результата. В акте проверки отмечена положительная динамика в развитии бизнеса и структуре баланса Банка в прошедшем году.

Таким образом, материалы Акта показывают, что проверка не выявила серьезных нарушений в деятельности Банка за период с марта 2009 года по текущий момент. По разовым нарушениям, требующим формирования дополнительных резервов, Банк сформировал их либо в ходе проверки, либо по состоянию на 01.04.2011, несмотря на то, что по ряду из них имеет мотивированные возражения и будет добиваться снятия этих претензий в ходе обсуждения результатов проверки в МГТУ Банка России.

С учетом изложенного, Банк считает, что оказанное в период с ноября прошлого года давление на Банк со стороны правоохранительных и контролирующих органов не имело никаких фактических оснований. При этом Банку нанесен существенный ущерб: отток клиентов и уход из банка около 4 млрд. рублей ресурсной базы, компании с государственным участием отказываются от сотрудничества с Банком и досрочно разрывают депозитные договоры, заключенные по итогам конкурсов. Банк вынужден отказываться от проектов по привлечению ресурсов, так как наши партнеры занимают выжидательную позицию, основываясь на распространившейся необоснованной негативной информации о Банке. Большинство банков закрыло, либо сократило до минимума лимиты риска на Банк, мы вынуждены отложить на неопределенный период выпуск облигационного займа, проспект эмиссии которого зарегистрировали в ноябре 2010 года.

Результаты проверки, а также проведенная в ходе проверки экспертиза затрат, понесенных Банком в ходе санации Банка РК, дают нам все основания для обращения в судебные органы с просьбой о признании Банка пострадавшей стороной и возмещения убытков и затрат, понесенных как в ходе санации, так и в ходе мероприятий правоохранительных и контрольных органов за период с ноября 2010 г. Вместе с тем, мы понимаем, что для нас вопрос скорейшей реабилитации банка, восстановления его репутации, носит намного более важный характер, чем компенсация понесенных убытков.

В связи с изложенным, считаем принципиально важным публичное заявление Банка России о том, что проверка закончена и по её итогам в следственные органы будет направлена информация, подтверждающая отсутствие претензий к Банку по итогам его участия в санации АКБ «Российский Капитал» (ОАО).

Считаю также, что дальнейшее затягивание данного вопроса будет отрицательно влиять на состояние бизнеса Банка и, рассчитывая на Вашу поддержку, прошу Вас о следующем:

• Учитывая, что проверка не выявила существенных нарушений в работе Банка, и принимая во внимание, что по состоянию на 01.04.2011 Банк в полном объеме сформировал дополнительные резервы даже по тем кредитам, где оспаривает позицию рабочей группы, поручить МГТУ Банка России в кратчайший срок завершить рассмотрение материалов проверки и направить в Банк итоговое заключение в первой декаде апреля.

• Дать согласие на выпуск Банком прессрелиза с кратким освещением результатов про-верки и разрешить одному из руководителей МГТУ дать необходимые комментарии средствам массовой информации.

• Дать согласие на раскрытие результатов проверки: рейтинговым агентствам, аудиторам, ряду юридических фирм, представляющих интересы Банка.

Председатель Совета, Президент

АКБ «Национальный Резервный Банк» (ОАО)                                                                                А.Е. Лебедев