Если Михаил Прохоров успел на прошлой неделе подать заявление как кандидат в президенты и получить штамп в одной из избирательных комиссий, то все в порядке. Если нет, то на этой неделе он может выдвигаться только от партии.  Я знаком с процедурой, потому что недавно (и не только ради праздного любопытства) изучал документы и знаю алгоритм выдвижения. Если процедура будет соблюдена, то теперь Прохорову предстоит собрать 2 млн подписей. Это не самая большая проблема, потому что есть все шансы, что в этом списке будут найдены нарушения, как это когда-то случилось с кандидатом Михаилом Касьяновым. Так что официальное принятие или непринятие списка подписей будет политическим решением. 

Есть мнение, что помимо Путина к участию в президентской кампании 2012 года вряд ли допустят кого-то еще, кроме Зюганова, Миронова и Жириновского. Ситуация очень непростая. Допустим, например, 12% отберет Зюганов, который активно «окучивает» протестный электорат. При всем при том, что никакого уважения к коммунистам в обществе нет, он работает, как я в свое время в кампании за место мэра. Меня никто не знал, но в пику Лужкову голосовали за меня. Жириновский заберет 8–10%. А если еще Прохоров наберет 27%, то будет второй тур?

Среди бизнесменов, безусловно, есть такие, которые хотят участвовать в политической жизни России. До недавнего времени это было практически невозможно, потому что, во-первых, последние несколько лет происходила планомерная дискредитация предпринимательского слоя в глазах общественности. Такая была официальная медийная идеология. Во-вторых, сами предприниматели боялись идти во власть, вполне обоснованно переживая за судьбу своего бизнеса. Я вроде как единственный, кто финансирует основную оппозиционную газету, остальные даже близко к этому боятся подойти. Впрочем, чиновники не обязаны принимать бизнесменов в свой круг, потому что это, по сути, их конкуренты. Если составить реальный список Forbes, то там будут одни чиновники.

Сейчас мне сложно сказать, будет ли власть разговаривать с бизнесом. Пока мы живем в двух разных странах, но у нас есть общие вещи — инфраструктура, суды, полиция и т.д. В обществе происходит переосмысление всех стереотипов. И власть понимает, что ничего не получится без частного сектора.

Так что к амбициям Михаила я отношусь позитивно и его поддерживаю. В тот короткий момент, когда он возглавлял партию «Правое дело», говорил правильные вещи. Я впервые за много лет реально заинтересовался каким-то новым политиком. Надо поддерживать амбиции такого рода. И параллельно создавать соответствующую среду, где эффективно работают институты — независимый парламент, выборы, партии.

газета "Известия"