Андрей Зубов: Выход из кризиса легитимности

Закончился срок регистрации кандидатов в президенты России. Общество все больше переключается на подготовку к новым выборам, 4 марта 2012 г. А между тем оставлять за спиной вызвавшие протест выборы 4 декабря и, соответственно, вызывающую сомнения Государственную думу — дело не просто чрезвычайно опасное, но для нашей страны просто катастрофичное.

Не имеющая под собой законного основания народного волеизъявления новая Дума не сможет действовать так, чтобы принимаемые ею законы являлись обязательными к исполнению правовыми актами. Огромная дыра правового поля, порожденная как фальсификациями избирательного процесса в ходе подготовки и проведения выборов 4 декабря, так и массовым протестом против этих фальсификаций, грозит поглотить закономерные основания российской государственности и ввергнуть наше общество в хаос институционального беззакония. Надежда правящего режима, что люди переключатся на повседневные нужды и забудут о содеянном властью беззаконии, наивна и порождена старым строем мышления, привыкшего рассуждать не в категориях соревновательного политического процесса, а в системе тотального принуждения к безмолвному повиновению.

Поскольку же к безмолвному повиновению народ России уже не принудишь — он проснулся, — то теперь при любом хоть сколько бы непопулярном действии Думы ее нелегитимный характер будет вспоминаться и, соответственно, ее решения будут отвергаться обществом как необязательные. В перспективе — политический хаос и насилие, которого, кажется, никто сейчас не желает. Более того, сами грядущие президентские выборы не могут рассматриваться как вполне законные до тех пор, пока не будет уврачевана рана, нанесенная нашей государственно-правовой системе фальсификацией выборов парламентских: ведь один из главных претендентов на пост президента, г-н Путин, и является, по мнению очень многих россиян, главным заказчиком фальсификации, а потому — преступником. Его избрание, всеми правдами и неправдами, президентом России, не исчерпает, но усугубит кризис легитимности в нашем государстве.

Однако в распоряжении нашей власти есть вполне законный конституционный механизм выхода из нынешнего кризиса. Пока есть.

Во-первых, единственное законное действие, которое может предпринять новый, «избранный» 4 декабря, состав Госдумы, — это объявить, что фальсификации избирательного процесса не позволяют считать этот состав Думы законным, и самораспуститься, призвав одновременно (не в качестве депутатов, а в качестве группы граждан) президента в соответствии со ст. 84а Конституции назначить новые выборы в Госдуму. В этом случае по ст. 99.4 продолжает действовать Госдума прежнего созыва.

Во-вторых, именно к этой, старой Думе, сместив (ст. 117.2) прежний состав правительства РФ, нынешний президент должен обратиться с предложением кандидатуры нового председателя правительства РФ. Этот человек должен быть уважаемой в мире фигурой, грамотным экономистом, не связанным с российскими силовиками.

В-третьих, президент мог бы предложить Думе внести поправки в федеральный закон о выборах депутатов Госдумы, возвращающие его к состоянию марта 1995 г. Дума также может отменить поправки к закону о политических партиях декабря 2004 г. и более поздние, а также административный регламент Федеральной регистрационной службы 2006 г. в части, касающейся политических партий. Возможно, пересмотр должен претерпеть и сам закон о политических партиях, принятый в первоначальной редакции в 2001 г. Ведь все эти нормы имели целью не расширение, а сужение базы народовластия, что и привело в конечном счете к позору выборов 4 декабря 2011 г. После этого уже по новому законодательству осуществляется подготовка и проведение новых выборов в Госдуму.

В-четвертых, необходимо отложить на несколько месяцев выборы президента РФ, чтобы привести законодательство о выборах президента в соответствие с демократическими критериями. Как и в случае выборов депутатов Госдумы, здесь следует вернуться к более ранней букве закона, которая требовала, в частности, не 2 млн, а 100 000 подписей при регистрации кандидата в президенты РФ. Совершенно очевидно, что изменения в федеральный закон о выборах президента РФ, осуществленные в 2000-е гг., имели своей целью не демократизацию политического процесса, а укрепление авторитаризма, а потому они должны быть отменены. Следует вернуться и к первоначальной версии ст. 81 Конституции, заменив нынешний, шестилетний срок президентства на прежний, четырехлетний. Эти поправки и изменения следует принять уже новой Думе. Новые выборы в Госдуму должны успеть пройти в марте-апреле 2012 г. Тогда нынешний президент Медведев сможет внести в Думу соответствующие законопроекты. Не следует забывать, что полномочия нынешнего президента истекают в мае 2012 г.

Ныне в Кремле обсуждается вопрос о досрочном уходе г-на Медведева с поста президента РФ и об исполнении его обязанностей в соответствии со ст. 92.3 председателем правительства, т. е. г-ном Путиным. Следует подчеркнуть, что реализация этого плана сразу же и безвыходно ввергает Россию в глубокий политический кризис с непредсказуемыми, но почти наверняка трагическими последствиями.

Наконец, в-пятых, после истечения срока полномочий нынешнего президента, как и предусмотрено Конституцией (ст. 92.2), в трехмесячный срок и. о. президента (председатель правительства) осуществляет новые президентские выборы. В них, кстати, вполне может участвовать и нынешний президент.

Таким образом, наша страна возвращается к политической стабильности, не выходя за рамки конституционного строя.

Создатели Конституции 1993 г. предусмотрели большой запас прочности Основного закона России. И сейчас, если у нынешней верховной власти имеется добрая воля к сохранению стабильного, правового и демократического строя в нашей стране, наступил момент для использования этого важного ресурса.

"Ведомости"