А.А.Навальному

Уважаемый Алексей Анатольевич!

В интервью газете «Ведомости» 13 февраля, рассказывая о деятельности Фонда борьбы с коррупцией, Вы сказали: «Если тебя интересует конкретное расследование, ты считаешь, что мы его ведем эффективно, и ты готов дать на это деньги — пожалуйста». 

Меня интересует история, связанная с деятельностью швейцарского банка Wegelin. Банк Wegelin & Co, старейший швейцарский частный банк, был объявлен властями США скрывающимся от правосудия после того, как представители банка отказались явиться на слушания в американском министерстве юстиции по обвинению в помощи в уклонении от налогов. Основанный в 1741 году банк обвиняется в том, что в период с 2002 по 2011 года помог приблизительно 100 состоятельным гражданам США укрыть от налогов общую сумму в 1,2 миллиарда долларов. Банку грозят судебные преследования на эту сумму. Недавно владельцы Wegelin продали банк группе Raiffeisen.

С этим банком связана одна из самых ярких коррупционных историй нулевых годов в России. А именно – факт бесплатной передачи половины бизнеса известного в прошлом бизнесмена Шалвы Чигиринского супруге мэра Москвы Елене Батуриной. Эти активы оценивались в несколько миллиардов долларов, а были переданы, как следует из подписанных Чигиринским и Батуриной документов, в обмен на «административное содействие», которое должен был оказывать мэр Москвы. Эта история всплыла в высоком суде Лондона, куда Чигиринский обратился за защитой от преследований со стороны Батуриной. Документы, подтверждающие права Батуриной на часть бизнеса предпринимателя Шалвы Чигиринского, находятся в банке Wegelin – об этом  говорится в материалах адвоката Шалвы Чигиринского Кристофера Грирсона, который, в свою очередь, ссылается на заявление швейцарского юриста Марка Бруппачера.

До конфликта между совладельцами бизнеса юрист руководил одним из оффшоров Шалвы Чигиринского. По словам Марка Бруппачера, в 2003 году Елена Батурина арендовала сейфовую ячейку в банке Wegelin для хранения там копий документов, подтверждающих партнерство с Шалвой Чигиринским. Но в апреле 2009 года в Швейцарии прошла встреча Елены Батуриной с Шалвой Чигиринским, на которой она заявила о передаче прав предпринимателю Руслану Байсарову. По словам Марка Бруппачера, Елена Батурина сообщила ему о том, что 6 января 2009 года все ее права по отношению к офшорам Rossini и Salvini (владеют долей в бизнесе Шалвы Чигиринского) были переданы Bronson Partners Corp (принадлежит Руслану Байсарову).

Насколько мне известно, позднее между Чигиринским и Батуриной было достигнуто соглашение об урегулировании конфликта (на каких условиях, остается только догадываться). Однако это не отменяет самого факта откровенной коррупции, когда активы преподносятся как «подарок» в обмен на протекцию. Полагаю, что возглавляемый Вами Фонд борьбы с коррупцией мог бы заняться этой историей. Со своей стороны, выделяю на эти цели сумму в 500 тысяч рублей.

Осенью 2010 г. я обратился к правительствам ряда государств, ратифицировавших Конвенцию ООН против коррупции, включая Россию. Недавно получил отказ правоохранительных органов возбудить уголовное дело (документы прилагаю). Полагаю, что имеет смысл обратиться напрямую в правоохранительные органы и суды Швейцарии – по месту совершения преступления. Не удивлюсь, если в банке Wegelin семья бывшего мэра хранила крупные суммы денег сомнительного происхождения.

Я готов даже заниматься этим расследованием и сам, однако в настоящее время вынужден тратить время и силы на «отбивание» очередной атаки «оборотней в погонах» (см. мое письмо на эту тему ).

С уважением,

Александр Лебедев