Уважаемые коллеги!

Использование средств массовой информации как оружия для уничтожения бизнеса или сведения счетов с неугодным кому-то «хозяйствующим субъектом» является отнюдь не российским изобретением. Однако именно в России с 90-х годов прошлого века это оружие закалялось, оттачивалось и наконец обрело свои нынешние боевые качества.

Мой бизнес и я сам «не первый раз замужем» в качестве объекта грязной информационной кампании. В конце 90-х заказчиками были Ашот Егиазарян, Назир Хапсироков, Юрий Скуратов и орехово-борисовская братва. В нулевые – батуринско-лужковская «ндрангета», игорная мафия, мошенники из ФЛК. В последнее время – коррупционеры и аферисты всех мастей, от Аблязова, Бородина и Пугачева до «ВТБэшников».

Признаюсь, впервые являюсь объектом заказа государственной силовой структуры (ее название хорошо известно). Она не жалеет бюджетных денег на создание, например, посвященного моей скромной персоне специального «компроматного» сайта в интернете, куда уже месяц вываливаются оскорбительные и лживые пасквили. Прием довольно дешевый и примитивный, особенно если судить о качестве контента – видимо, как это водится в России, две трети коррупционного бюджета разворовано на полдороги. Возможно, и в стенах Вашей редакции будут попытки «заноса» – грязь никогда не ломится в парадный подъезд, ей нужен черный ход.

Лейтмотив «аналитических материалов» сводится к следующему: Лебедев – псевдоолигарх, все проекты которого потерпели полный крах. Его российские самолеты не летают, поля не засеяны и заросли сорняками, индивидуальные дома вовсе не доступны и вообще существуют только на бумаге, а банк трещит по швам. Этот проходимец пытается снискать себе славу «жертвы режима» с помощью скандальных пиар-выходок, абсурдных разоблачений, медиарекламы и пр. И вообще, он занимается исключительно выводом за рубеж денег (более $1 млрд) и отмыванием их через покупку английских газет (замечу, пока нерентабельных).

Полагаю, для Вас, как и для меня, история не в диковинку. Но очень прошу отнестись к подобного рода «контрабандному товару», если он вдруг пожалует в Вашу редакцию, с известной долей иронии и сочувствием. Речь идет не столько о моем личном благосостоянии (как бы «им» этого ни хотелось) – на жизнь я себе всегда заработаю. Львиную долю полученного в 1996-2003 гг. на финансовых рынках результата я по принципиальным, а не только коммерческим, соображениям вложил в важнейшие и сложнейшие отрасли российской экономики, которые к началу нулевых были в упадке, а т.н. «государству» на них было наплевать. Решил доказать, что построенные с нуля предприятия могут создавать товары и услуги для миллионов людей, меняя их жизнь к лучшему, а слово «предприниматель» может быть привлекательным, служить синонимом честности и общественной пользы. Эта простая жизненная философия понятна, увы, не всем фигурантам списка Forbes. С личного счета, после уплаты налога на дивиденды, за вычетом собственных потребностей, которые невелики, я тратил деньги на благотворительность, культуру, поддержку СМИ и проекты, направленные на поддержку институтов гражданского общества в России.

Капитал, который был заработан за 12 лет в бизнесе (4 года проведены в Госдуме), был почти целиком сознательно направлен в те непривлекательные (т.е. несырьевые) сферы, где во всех странах главным должно выступать государство. Мне представляется важным доказать, что частный инвестор на конкретном участке может сделать не меньше, чем огромные госбанки и госкомпании. Частично задача решена – осталось лишь до утра продержаться. Национальная резервная корпорация (НРК), не получив никаких созданных в советские времена предприятий, стала одним из крупнейших инвесторов в реальный сектор экономики: в сфере авиаперевозок и авиализинга, сельского хозяйства, доступного жилья, ипотеки, банкинга.

В проекты в сфере авиастроения и авиаперевозок было инвестировано более 12 млрд руб., что позволило спасти находившийся при смерти российский гражданский авиапром. Благодаря созданному с правительством частно-государственному партнерству (до сих пор едва ли не единственному успешному союзу бизнеса и государства в России) – авиализинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» – были обеспечены заказами Воронежский и Ульяновский авиазаводы, сотни их смежников по всей стране. Входящая в группу НРК авиакомпания Red Wings стала крупнейшим в стране заказчиком и эксплуатантом новой российской авиатехники – самолетов семейства Ту-204. Да, ни о сверхприбыльности, ни даже о возврате вложенных средств пока говорить не приходится. Но это – стратегические проекты, рассчитанные на долгосрочную перспективу и имеющие важную социальную составляющую. Повторюсь, надо доказать, что новая российская авиатехника не хуже западной – если, конечно, не мешать заказчику вовремя поставлять запчасти и осуществлять техобслуживание (о льготах мечтать не приходится – они только у «Боинга» и «Эрбаса»).

Проект НРК в сельском хозяйстве – это Национальная земельная компания (НЗК), которая является крупнейшим не только в России, но и в Европе производителем и переработчиком картофеля (в 2011 году собрано 136 тысяч тонн), использующим передовые технологии и технику. В Тульской и Брянской областях построены и запущены не имеющие аналогов в мире производства по переработке этого продукта, который в России ежегодно потребляют в объеме 30 млн тонн (зерна – 60 млн тонн). Общий объем инвестиций группы НРК в сельское хозяйство составил более 5 млрд руб. Благодаря этому удалось не только наладить бизнес, но и поднять социальную инфраструктуру в тех районах, где работает НЗК.

Наша корпорация стала пионером в строительстве малоэтажного доступного жилья. «Малоэтажная Россия как архимедова точка опоры» – этот тезис мы с академиком Александром Некипеловым постулировали в СМИ еще в 2005 г. В этот проект было вложено около пяти миллиардов рублей. Мы могли бы, по примеру интек, мираксов и других «девелоперов», вложить эти деньги в т.н. «элитное» жилье в центре столицы. Но наш результат – создание ранее неизвестных в России производств быстровозводимого жилья в регионах России. Корпорацией построено несколько тысяч домов, на карте возникли новые малоэтажные поселки – от Московской и Ленинградской областей до Ростова-на-Дону и Волгограда. Это самый крупный проект в малоэтажном доступном домостроении, осуществляющийся в России 2005-2011 годов. Да, он пока убыточен, но мы верим в успех. Особенно если госсектор перестанет вести себя, как бизнесмен-паразит. Из-за этого обещания государства решить проблему доступного жилья остаются на бумаге.

Два слова о Национальном резервном банке (НРБ). Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру на фондовом рынке, по итогам 2011 г. НРБ обеспечил положительный финансовый результат, балансовая прибыль превысила 600 млн руб. У банка хорошая динамика по важным направлениям работы, в том числе в региональном разрезе: увеличили объемы операций и деловой активности филиалы «Воронеж», «Краснодар», «Волгоград», «Иркутск» и «Тольятти», работающие в крупнейших областях страны.

Эффективная работа Национального резервного банка обеспечила положительный итог первых двух месяцев текущего года. По состоянию на 1 марта прибыль НРБ составила 217,8 млн руб. и в 3,4 раза превысила показатель прибыли на соответствующую дату прошлого года. В феврале банк сохранил стабильность своих позиций, получив чистую прибыль в размере 84,3 млн руб. В прошлом месяце Национальным рейтинговым агентством был подтвержден индивидуальный рейтинг кредитоспособности НРБ на уровне «АА-» (очень высокая кредитоспособность, третий уровень) по итогам экспертной оценки в 2011 году. Нормативный капитал банка за февраль 2012 г. увеличился на 162,6 млн руб. и составил 16,1 млрд руб. Показатель достаточности капитала на уровне более 29% – едва ли не самый высокий в банковской системе. А то, что нас уже два месяца проверяет беспрецедентное число инспекторов из ЦБ (130 человек), возможно, пойдет на пользу: мы сократили расходы на 40 процентов.

Организация, развернувшая против нас информационную войну, пытается доказать, что Лебедев везде провалился, обанкротился и сидит на чемоданах, готовясь отъехать в том же направлении, что и Бородин, Пугачев, Хорошилов и др. «Кредитконтрразведчикам» наплевать, что только в сфере авиаперевозок в прошлом году мы обслужили почти 1 млн человек, а картофелем, зерном, домами, банковскими услугами (в т.ч. ипотекой) обеспечили сотни тысяч. На наших предприятиях занято более пяти тысяч россиян. Но ограниченные, коррумпированные и малообразованные «оборотни в погонах» не понимают, что говорить о «крахе» наших проектов – значит заявлять о бессмысленности и бесперспективности инвестиций в модернизацию страны. Они мало на что годны, кроме «наездов». Остается только пожелать, чтобы новая антикоррупционная метла очистила госструктуры от заказчиков диффамационных кампаний.

Уважаемые коллеги! Я перечислил самые общие, но – факты. Если у журналистов есть сомнения, всегда готов ответить на любые интересующие вопросы. Тем более что вся текущая деятельность освещается на информационном канале: http://www.alebedev.ru/.

С уважением,

обозреватель «Новой газеты»,

российский предприниматель, д.э.н.                                                                                   Александр Лебедев