На днях стало известно, что Росимущество в Высшем арбитражном суде приостановило ранее им же начатую (при предыдущем руководителе Юрии Петрове) аферу, в результате которой из госсобственности в частные руки за копейки чуть было не перешли 28 памятников архитектуры в столице. Среди них - «Ансамбль Рогожской ямской слободы», XIX век (18 зданий на Школьной улице), палаты XVII-XVIII веков на Кожевнической улице, дом Долгоруковых середины XVIII века, усадьба Снегирева XIX века на Плющихе, дом Долгоруковых середины XVIII века в Колпачном переулке, полиграфический комбинат 1936 года, храм Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла на Новоясеневском проспекте и некоторые другие объекты историко-культурного наследия.

История подробно описана в «Коммерсанте».Четыре федеральных ГУПа: ФГУП «Вторая типография Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения», ФГУП НПЦ «Гидробиос», ФГУП «Научно-исследовательский центр «Зарубежсхема» при Минэкономики России» (как вы думаете, чем занимается организация с таким «оригинальным» названием?), ФГУП «Центрреставрация», без согласия собственника, в 2007г выступили поручителями по вексельным кредитам различных компаний перед банком "Московский капитал".

В 2009 г. банк обанкротился, и конкурсный управляющий в лице Агентства по страхованию вкладов (АСВ) получил решения судов о взыскании долгов с заемщиков. Ввиду отсутствия у них возможностей расплатиться АСВ обратилось к поручителям в лице ФГУПов с исками, которые были удовлетворены в 2011 году. После чего арбитражный суд Москвы по требованию АСВ выдал исполнительные листы на взыскание долга.

Не обнаружив у предприятий имущества, на которое можно обратить взыскание, АСВ выставило права требования к ФГУПам на торги. Так, долг "Второй типографии" в размере 605,5 млн руб. был куплен в мае 2011 года неким Юрием Никешиным за 10,3 млн руб. (да-да, именно – за 1,6 процента!), а затем переуступлен компании Vergillios LMS Limited. К декабрю прошлого года новым кредитором почти по всем долгам ФГУПов стал оффшор. При этом, в период с октября 2010 года по май 2011 года на баланс ФГУПов-должников было передано несколько десятков зданий, среди них — 28 памятников архитектуры в центре Москвы. Имущество закреплялось за ФГУПами на праве хозяйственного ведения по распоряжениям ТУ Росимущества в Москве. Пока известно о продаже одного здания за долги ФГУПа (ул. Поварская, д. 11, стр. 1).

Интересным моментом в этой афере является то, что во всех случаях иски к заемщикам-неплательщикам рассматривал арбитражный суд, а иски к поручителям по кредитам — третейский суд при ЗАО "Юридическое общество "Фемида"". Кроме того, по сведениям "Ъ", исторические здания на балансы ФГУПов поступили вовсе не до и не в момент выдачи кредитов, а спустя достаточно долгое время после признания банка банкротом — аккурат перед продажей прав требования с торгов. При этом, например, ФГУП "Вторая типография Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения" получил на свой баланс три здания по распоряжениям территориального управления Росимущества в Москве по согласованию с центральным аппаратом Росимущества.

По некоторым сведениям, за всей этой историей стоит бывший глава Росимущества Юрий Петров, который в прошлом декабре покинул свой пост, став депутатом Госдумы от партии «Единая Россия». Не понятно, «удался ли фокус» - процесс якобы приостановлен. Как сказал официальный представитель Росимущества, «решение суда, которое было принято сегодня – это определенная победа, поскольку сейчас, скажем так, «спортсменов, участвующих в забеге», вернули к начальной точке».

Любопытно другое: в январе по данному факту Следственное управление при УВД по Южному округу возбудило уголовное дело. В свою очередь, Генеральная прокуратура РФ, после рассмотрения обращения Росимущества, перенаправило его в Прокуратуру г. Москвы, которая не выявила никаких нарушений. Любому нормальному человеку очевидно, что имеет место мошенничество и попытка хищения государственного имущества на огромные суммы, а прокуратура ничего противоправного в этом не находит. При этом ни у кого даже не возникает вопроса, на каком, собственно основании все эти ФГУПы выдавали поручительства по кредитам для частных фирм? Руководители ФГУПов гуляют на свободе, и, видимо, хорошо себя чувствуют. А если вдруг кто-то заинтересуется, то они на следующий день окажутся где-нибудь на Лазурном берегу или владельцами пары ресторанов в Нью-Йорке, где будут рассказывать истории о том, как их жестоко преследует «режим».

Меня лично эта интермедия интересует и потому, что у Национального резервного банка есть своя история взаимоотношений с банком «Московский капитал». Причем ней фигурирует все тот же Юрий Никешин, так удачно выкупивший у АСВ за 10 млн. рублей права требования к ФГУПам с «внезапно» оказавшимися у них на балансе памятниками архитектуры.

Суть истории такова: в 2007 г. фирма под названием «Межрегиональная инвестиционно-строительная компания» (МИСК), генеральным директором которой был некто Анатолий Архипкин (по совместительству – вице-президент «Московского капитала»), заняла в НРБ через аккредитив более 7 млн. швейцарских франков. Обеспечением выступало имущество самого МИСК, а также предоставленная банком недвижимость. Затем с помощью того самого «третейского суда» деньги были выведены через «Москап» в другие банки, МИСК обанкрочен, а его имущество – распродано. Причем доход от реализации этого имущества составил 266 млн. рублей, а «затраты, связанные с реализацией» (через свои же фирмы) - 207 млн. рублей! И все под эгидой АСВ.

Вот наше заявление о возбуждении уголовного дела, поданное еще в декабре. Реакции – ноль.

В АСВ воды в рот набрали – ждут, когда со мной «ЦБ-еры» разберутся.

С учетом истории про памятники архитектуры, совершенно очевидно, что под крышей обанкротившегося банка «Московский капитал» действовала организованная преступная группировка, которая занималась масштабными хищениями – как у частных банков, так и у государства. Жаль, что правоохранительные органы эта история не интересует.

Конечно, ведь у них много других важных дел. Например, многочисленные «преступления против общественной нравственности» в виде Pussy Riot (у меня, кстати, та же 213-ая статья УК). Пусть Медведев продолжает свою борьбу с коррупцией, а ФГУП «Зарубежсхема» при Минэкономразвития (будущая парковочная служба) занят своим делом.