В прошлом году, на католическое Рождество, направил послу США в России Майклу Макфолу содержательное письмо (текст на английском и на русском). В нем были проанализированы проблемы глобальной коррупции и мировой финансовой олигархии, а также высказаны идеи о методах борьбы с этими связанными между собой явлениями, которые в ХХI веке стали гораздо более серьезным вызовом развитию человечества, чем оставшиеся в ХХ веке колониализм и апартеид.

Написал об этом в письме в твиттере. Майкл поинтересовался, о чем речь. Другой реакции не последовало. В этом году дополнял послание, направив его участникам саммита Россия-ЕС в Екатеринбурге и встречи лидеров ведущих экономик мира («Большой двадцатки») в Санкт-Петербурге.

Из 20-ти адресатов последнего обращения пока ответила только администрация президента России. Письмо пришло из Генеральной прокуратуры, которая в нашем государстве уполномочена заниматься международным сотрудничеством в сфере борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов.

Сеимн 1

семин 2

Как видите, в письме за подписью старшего помощника генпрокурора Юрия Семина отмечается, что «вопросы противодействия коррупции обсуждались в сентябре 2013 г. на саммите «Большой двадцатки» G20 в Санкт-Петербурге. Разработана «Санкт-Петербургская стратегическая рамочная программа», которая задает общее направление деятельности «Группы двадцати» в сфере противодействия коррупции».

Вот эта программа:

Санкт-Петербургская рамочная программа для Рабочей группы «Группы двадцати» по противодействию коррупции

Лидеры стран «Группы двадцати» привержены идее избавления своих экономик от разрушительного воздействия коррупции. Коррупция остается серьезной проблемой: она препятствует экономическому росту и развитию, создает угрозу целостности рынков, подрывает честную конкуренцию, искажает систему распределения ресурсов и подрывает доверие общества и верховенство права. С момента своего создания на саммите «Группы двадцати» в Торонто в 2010 году Рабочая группа по противодействию коррупции стала важным механизмом, позволяющим странам «Группы двадцати» развивать сотрудничество в сфере повышения стандартов прозрачности и подотчетности, и вносить свой вклад в глобальную борьбу с коррупцией.

Утверждая этот документ, лидеры стран «Группы двадцати» соглашаются способствовать дальнейшему усилению борьбы с коррупцией, в том числе путем наделения Рабочей группы по противодействию коррупции тем же статусом, которым обладают другие рабочие группы «Группы двадцати».

В связи с вышесказанным, достигнуты следующие договоренности:

1. Основой деятельности Рабочей группы по противодействию коррупции будут периодически обновляемые, имеющие фиксированный срок действия и утверждаемые лидерами Антикоррупционные планы действий «Группы двадцати», которые определят приоритетные направления работы, позволяющие «Группе двадцати» внести практически значимый вклад в международные антикоррупционные усилия и подать пример в сфере борьбы с коррупцией.
2. В Антикоррупционном плане действий «Группы двадцати» будут затронуты, как минимум, следующие сферы деятельности:
• Поощрение ратификации и реализации КПК ООН и других соответствующих конвенций в сфере противодействия коррупции, а также поощрение сотрудничества с Рабочей группой ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок;
• Содействие международному сотрудничеству в сфере борьбы с коррупцией;
• Разработка и внедрение мер предотвращения коррупции, включая меры по обеспечению прозрачности, кодексы поведения, образовательные программы и другие инструменты по мере необходимости;
• Разработка, продвижение и поддержка тщательно проработанных стандартов антикоррупционного законодательства и антикоррупционного регулирования, а также принятие дальнейших мер для преодоления разрыва между требованиями законодательства и правоприменительной практикой, в том числе в секторах с высоким риском коррупции;
• Сотрудничество с деловым сообществом и гражданским обществом для развития прозрачности, продвижения стандартов должного поведения и реализации иных антикоррупционных мер;
• Поощрение реализации в целях борьбы с коррупцией соответствующих мер противодействия отмыванию доходов и возвращения активов, полученных преступным путем.

3. Рабочей группе по противодействию коррупции следует:
• Тесно сотрудничать с соответствующими международными организациями, включая Организацию экономического сотрудничества и развития, Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, Всемирный банк и Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, и поддерживать их работу;
• Развивать сотрудничество с финансовым треком и другими рабочими группами «Группы двадцати», рассматривающими вопросы, тесно связанные с антикоррупционной повесткой «Группы двадцати»;
• Регулярно осуществлять мониторинг коллективных достижений и достижений отдельных стран в области реализации антикоррупционной повестки «Группы двадцати», и, в том числе, готовить ежегодный отчет;
• Участвовать в разработке руководств, обзоров лучшей практики и руководящих принципов по темам, вызывающим общую обеспокоенность, а также по вопросам разработки законодательства и иных регулятивных мер в сфере предотвращения и противодействия коррупции.
• Тесно сотрудничать с деловым сообществом и гражданским обществом, поддерживая диалог с «Деловой двадцаткой» и «Гражданской двадцаткой».

4. Каждая страна-председатель «Группы двадцати» должна публиковать и обновлять на официальном сайте g20.org все документы, подготовленные Рабочей группой по противодействию коррупции и утвержденные лидерами, а также поощрять более широкое распространение этих документов.

На мой взгляд, в этом документе, как и в принятом еще три года назад на саммите в Сеуле «Антикоррупционном плане действий», не хватает главного: механизма реализации. Ведь единственный способ остановить чиновников, которые присваивают деньги, и прекратить циркуляцию «грязных капиталов» - это обеспечить неотвратимость наказания и возвращения похищенных средств. А для этого необходим соответствующий инструмент, то есть международная организация, уполномоченная национальными правительствами проводить расследования, задерживать преступников и арестовывать активы. Отсутствие такого инструмента превращает все «планы» и «программы» в пустые декларации.

Между тем, создание своего рода финансового жандарма, Международного агентства по противодействию коррупции, мошенничеству и легализации преступных доходов (International Agency against corruption, fraud and money laundering, Inerfinpol) – не бином Ньютона. Достаточно G20 выступить ее учредителем, как все остальные страны выстроятся в очередь. Примером может служить деятельность Интерпола, в который входят 190 государств, и который эффективно работает при годовом бюджете всего 70 млн. евро.

Юрий Семин пишет, что мои предложения «могут быть использованы». Считайте это конкретным предложением. Но сегодняшняя генпрокуратура с этой задачей не справляется. Иначе в предложениях не было бы необходимости. Как и в расследованиях хищений в Банке Москвы, Межпромбанке, Универсальном банке сбережений, Конверсбанке, Инвестбанке, банках «Российский капитал» и «Электроника», Мирабанке, Липецкоблбанке и многих других.

Что касается письма Майклу Макфолу, то буквально на днях он опять откликнулся:

Макфол

Надеюсь, мое обращение к Бараку Обаме (и другим руководителям G20) тоже не останется без ответа. Хотя бы от Минюста США.