Читаю сегодня на воронежском сайте «Агентство бизнес информации»:

Воронеж. 11.11.2013. ABIREG.RU – Руководители двух воронежских организаций, близких к владельцу НРБ Александру Лебедеву и участвовавших в сделке, пожаловались главе ФНС России Михаилу Мишустину [добавлю - и в прокуратуру тоже]на действия УФНС по Воронежской области, сообщил в своем Twitter сам Александр Лебедев. Поводом стала отмена воронежскими налоговиками регистрации данных организаций, которые участвовали в сделке по обмену акций лизинговой компании ОАО «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК, зарегистрировано в Воронежской области) на два самолета Ан-124-100 «Руслан».

Напомним, что в августе завершилась сделка по обмену 26% акций ИФК, принадлежавших господину Лебедеву, на два самолета Ан-124-100 «Руслан», которые эксплуатирует авиакомпания «Полет». По данным газеты «Коммерсантъ», сделка проходила в два этапа: сначала ИФК за 2,7 млрд рублей выкупила у банкира свои акции, а затем продала на эту же сумму самолеты. «Русланы» перешли компаниям ООО «Технолизингстэйт» и ООО «Аэротраслизинг», которые взяли у НРБ кредит для их приобретения. Владельцы обеих компаний зарегистрированы на Виргинских островах.

Осенью компании обратились в воронежское ведомство с заявкой на возврат около 400 млн рублей НДС за приобретение самолетов. При изучении документов и вскрылись нарушения. В результате регистрация этих организаций была отменена сотрудниками УФНС по Воронежской области, что и вызвало возмущение Александра Лебедева. «Оказывается, теперь помимо учредителей и суда ликвидировать юридические лица может… и УФНС по Воронежской области! Новелла! Заодно это УФНС признало ничтожными и все сделки, над которыми правительство, ОАК, ВЭБ, ИФК и мы работали последний год: смены акций на самолеты», – пишет в своем Twitter Александр Лебедев. «В какой еще державе областная налоговая будет защищать компанию-банкрота («Полет») от кредиторов и необходимости платить налоги в стране. Направили жалобу на действия воронежского УФНС главе ФНС господину Мишустину», – добавил бизнесмен.

В свою очередь, в воронежском УФНС настаивают на том, что их действия были правомерными. «Если бы не заявление этих компаний на возмещение довольно крупной суммы НДС, вполне с виду легальные документы могли бы так и остаться легальными, но тщательный, всесторонний анализ всего пакета документов выявил, на первый взгляд, незаметную «оплошность» – нотариус, который должен был удостоверить полномочия уполномоченных представителей, удостоверил только подпись переводчика (не забывайте, владельцы – граждане иностранного государства!), а за этой «мелочью» потянулись другие, множественные нарушения», – комментируют ситуацию в УФНС по Воронежской области.

Получается, что сделка подписана не уполномоченными лицами, а это, соответственно, ставит под вопрос сам факт сделки. Похоже, банкир, повышая доходность сделки, перестарался. Официально он не является владельцем компаний, принадлежащих кипрским бизнесменам, и не имеет с ними никакой связи. Однако официально сообщается, что именно он получил два «Руслана» в обмен на акции. Таким образом, фактически налоговая служба раскрыла мошенничество и защитила честное имя Александра Лебедева. Становится интересно, ка к крупный известный банк мог выдать маленькой воронежской компании миллиардный кредит. У компании ведь нет активов, работников, никакой экономической активности, кроме уставного капитала в 10 тыс. рублей. При этом у воронежской авиакомпании «Полет» не возникнет пока проблем с грузовыми перевозками. Она продолжит эксплуатировать самолеты «Руслан», так как права арендатора остаются незыблемыми.

Спасибо, дорогие налоговые инспекторы! Раскрыли «мошеннический заговор» против меня и вывели злодеев на чистую воду. Если серьезно, то надо очень сильно постараться, чтобы поставить все с ног на голову. Ведь факты таковы:

28 августа 2013 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области выдала свидетельства о регистрации двум юридическим лицам ООО «Транслизингэстейт» и ООО «Аэротранслизинг». Данные две организации приобрели у ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» по одному грузовому самолету АН-124 «Руслан» вместе с лизинговыми контрактами на эти воздушные суда в пользу авиакомпании «Полет». Сделки по приобретению двух воздушных судов были зарегистрированы в Росавиации. Также была зарегистрирована и ипотека в пользу «Национального Резервного Банка» как кредитора компаний – собственников вышеназванных воздушных судов.

Компании заплатили налог на прибыль по итогам третьего квартала 2013 года и собирались плодотворно осуществлять свою деятельность на территории Воронежской области. Действующее законодательство предусматривает право налогоплательщика на возврат налога на добавленную стоимость, уплаченного при покупке имущества. Вышеназванные компании обратились в Инспекцию ФНС по Левобережному району Воронежской области в заявительном порядке за возмещением налога.

И вот после этого возникли «непредвиденные обстоятельства». Сотрудники налоговой инспекции пошли разыскивать фактическое место нахождения этих компаний. Оказалось, что офисы компаний находятся по зарегистрированным адресам. Сотрудники Инспекции отказывались принимать документы, прилагаемые к налоговой декларации, ссылаясь на то, что возникли «технические проблемы», а прием документов ведет сам руководитель Инспекции. В силу странного стечения обстоятельств руководитель районной Инспекции в это самое время уехал на совещание в Управление. Руководитель Управления лично изучал регистрационное досье компаний. Ну а венцом и счастливым финалом проделанной работы сотрудниками налоговой службы в Воронежской области стало обнаружение нарушений в документах, представленных для регистрации создания этих компаний. И это при том, что в этой же самой налоговой инспекции, регистрируя создание организаций, никто этих нарушений не заметил…

Но даже если допустить, что нарушения при создании компаний и были допущены, то в таком случае налоговая служба должна была обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании создания компаний незаконным и их ликвидации. Процедура ликвидации компании означает публикацию о начале процедуры ликвидации, порядке предъявления требований кредиторами и мерах по реализации активов ликвидируемой организации. Так предписывает действующее законодательство.

Нет в законе такого, чтобы руководитель налоговой инспекции посмотрел на документы юридического лица и принял решение о ее ликвидации. Это беспрецедентный случай. И у этого случая возникла масса негативных последствий:

- учредители компаний остались без компании;

- два самолета АН-124 стали бесхозными, находясь при этом в эксплуатации;

- банку причинен ущерб в размере суммы выданного кредита, поскольку даже залог не у кого забрать;

- сделка по выкупу акций ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» и консолидация авиализинговых активов ВЭБа находится под угрозой судебного «разворота».

Единственный, кто может быть доволен сложившейся ситуацией, так это авиакомпания «Полет». Ей ведь теперь некому и некуда платить за лизинг. Поэтому меня особенно порадовал пассаж воронежского информагентства насчет того, что «права арендатора остаются незыблемыми». А как насчет прав владельца самолетов, который не получает никаких денег за использование его имущества?

Между тем, это имущество приносит арендатору очень хороший доход, ведь «Русланы» летают по контракту с министерством обороны Великобритании и возят грузы НАТО из Афганистана. А там с платежами все строго. Только деньги пропадают на оффшорах арендатора, и налоговая инспекция их в упор не видит.

Как говорится, с таким счастьем – и на свободе!

Вчера как раз обсуждали эту коллизию с Марией Строевой на РБК ТВ: