В далеком мае 1951 года, когда завершилась первая послевоенная пятилетка, на свет появилось два Анатолия Карпова. Одного из них, родившегося в городе Златоуст Челябинской области, знает весь мир. Это Анатолий Евгеньевич Карпов, двенадцатый чемпион мира по шахматам, международный гроссмейстер, заслуженный мастер спорта СССР. Другой Карпов, Анатолий Степанович, родился в селе Избище Семилукского района, Воронежской области. Он тоже в некотором смысле гроссмейстер и тоже известен, но, как говорят в таких случаях, в узких кругах. Однако его жизненный путь настолько интересен, что имеет смысл познакомить с ним широкую общественность.

Ваше имя часом не «Альхен»?

Анатолий Карпов в 1978 году окончил Воронежский педагогический институт. Параллельно с обучением работал в летном отряде сельхозавиации в Воронежском аэропорту. Закончил курсы в школе радистов и школе диспетчеров. По окончании курсов работал там же диспетчером воздушного движения. Летал радистом на самолетах Воронежского авиационного завода, занимал должность командира летного подразделения в Воронежском КБ «Химавтоматика». Так бы, наверное и трудился Анатолий Степанович в оборонном «почтовом ящике», если бы не перестройка.

«В то время в Воронеже около 80 процентов предприятий работали на оборону, в том числе и наше КБХА, - вспоминал потом Карпов. - И был устойчивый спрос на грузовые перевозки. К нам в КБХА часто обращались предприятия-смежники с просьбой доставить их изделия на Байконур. Но мы не имели на это право, потому что самолет давался под конкретную программу, и все перевозки вне программы считались нарушением законодательства. Ситуация изменилась, когда 1 июля 1988 года вступил в силу закон «О кооперации». Он разрешил всем гражданам заниматься предпринимательством, чем я и воспользовался. Я собрал заинтересованных директоров предприятий и предложил им организовать авиакооператив».

Очень инициативный товарищ. Вот так запросто собрался и организовал первую в России частную авиакомпанию «Полет». Что любопытно, впоследствии путем каких-то волшебных манипуляций 100% акций компании оказались в руках у Карпова. Другие учредители, в том числе завод «Электросигнал» и объединение «Электроника», тесно связанные с производством ракетно-космической техники, куда-то «пропали». Что еще более интересно, с самого начала кооперативной деятельности Карпов каким-то чудом завладел военно-транспортными самолетами Ан-12 и АН-26. А в 1994 году Карпов Карпов «купил» первый Ан-124 «Руслан».

Дела у «Полета» быстро шли в гору. Дело в том, что самолетов большой грузоподъемности для перевозки крупногабаритных и сверхтяжелых грузов в мире не так уж много, а спрос на такие услуги - огромный. Карпов быстро набрал заказчиков, причем не только в России. Клиентами «Полета» были такие компании как Фольксваген (Volkswagen), Роллс-Ройс (Rolls-Royce), Сименс (Siemens), Филипп Моррис (Philip Morris), Эриксон (Ericsson), Ай-Би-Эм (IBM), Люфтганса (Lufthansa) и многие другие. В России «Полет» стал генеральным перевозчиком Роскосмоса (одновременно получил «крышу»).

Главными «рабочими лошадками» Карпова были четыре Ан-124-100 «Руслан», три Ил-96-400Т, а также один Ил-76ТД. Кроме грузовых, «Полет» занимался пассажирскими перевозками из международного аэропорта «Воронеж», который также контролировал Карпов. В парке «Полета» было по пять стареньких самолетов SAAB-2000 и SAAB-340B, а также два Ан-148-100Е. При этом свой бизнес Анатолий Степанович организовал очень хитро. У него, собственно, было две фирмы «Полет». Одна из них, которая возила пассажиров, стояла на учете в управлении налоговой службы по Воронежской области и показывала сплошные убытки. Другая, которая эксплуатировала грузовые самолеты и заключала многомиллионные контракты, обитала на Кипре, где Карпов «скирдовал» деньги в Bank of Cyprus. Налоговая инспекция на эти шалости 20 лет никакого внимания не обращала – денег для того, чтобы обеспечивать своему безналоговому бизнесу надежную крышу у Карпова было в избытке. Иностранные клиенты тоже не заморачивались, куда платить. Министерство обороны Великобритании, например, чтобы не платить в оффшор «прокладывалось» оптовым консолидатором Chapman Freeborn Ltd. В 1994-2014 гг. кипрская компания Карпова Deltaline Overseas Ltd. зарабатывала в среднем 40-50 млн. долларов в год! Вот только один месяц учета от руки, который вел Анатолий Степанович.



И все было бы хорошо у старухи – крыша есть в любом ведомстве, налогов платить не надо, живи в свое удовольствие. Но жаба требовала свое – Карпов, чтобы не грузить деньги на Родину из-за бугра, набирал в России кредиты. Долг потребовал продажи двух «Русланов» авиализинговой компании «Ильюшин Финанс» (ИФК). Самолеты «Полет» тут же взял в лизинг. Смысл операции заключался в том, чтобы получить от ИФК деньги, но за лизинг не платить. Карпов вообще предпочитал никому ничего не платить – ни налоги, ни за лизинг, ни зарплату персоналу (одному только Пенсионному фонду «Полет» задолжал 134 864 400 рублей страховых взносов). И все бы у него было в шоколаде, если бы крупным акционером «Ильюшин Финанс» не оказался ваш покорный слуга. Вот ведь не судьба!

В 2000 г. я в частной беседе по наивности пообещал помочь российскому авиапрому. Национальный резервный банк создал авиализинговую компанию «Ильюшин Финанс», внеся в капитал более 150 млн. долларов. Это было частно-государственное партнерство - в капитал вошел ВЭБ. «Ильюшин Финанс» делал дополнительные эмиссии акций, НРБ и государство их выкупали. На полученные деньги ИФК заказывала новые самолеты на авиазаводах в Ульяновске и Воронеже, которые потом сдавала в лизинг авиаперевозчикам в России и за рубежом. Благодаря ИФК удалось спасти отрасль гражданского самолетостроения в России, которая в начале нулевых была на при смерти.

Со временем пакет акций НРБ в ИФК уменьшился до 26%. Правительству стал не люб частный сектор, несколько раз обсуждался план выкупа этих акций через ВЭБ. В 2010 г. Владимир Путин, тогда был премьер-министр, даже поставил на нем свою одобряющую резолюцию. Однако не сложилось – против премьера выступила министр экономики. «Ильюшин Финанс» предложил нам поменять акции на два самолета – те самые «карповские» «Русланы». О том, что они сданы в лизинг проблемному, мягко говоря, клиенту, нас предупредили – Крапов на встрече в банке обещал платить за лизинг.

Два Ан-124 – это , конечно, не те «живые» 150 млн. долларов, которые НРБ влил в капитал «Ильюшин Финанс». Но деваться нам было некуда. Самолеты можно продать или получать за них лизинговые платежи. Обмен происходил по следующей схеме: ИФК купила у НРБ свои акции за 2,7 млрд. рублей. Одновременно в УФНС по Воронежской области были зарегистрированы две фирмы, которые взяли у НРБ кредиты на 2,7 млрд. рублей и купили у ИФК самолеты. Самолеты были оформлены как залог по кредиту.

Первое, что мы решили сделать – это получить с Карпова деньги, которые он не платил несколько лет. Полагаю, что эти неплатежи и хроническая задолженность перед госкомпанией имеет какое-то рациональное объяснение, которое для меня, частного сектора, не подходит… Чтобы не платить нам, Карпов подключил к решению проблемы свою крышу из силовиков и налоговой службы. Против нас открыли полдюжины уголовных дел. Умельцы из ФНС поступили элегантно. Когда представители фирм пришли в УФНС с заявлением о возмещении НДС за купленные самолеты, это заявление отказались принимать на том основании… что фирм не существует.

В официальном письме воронежских налоговиков было сказано, что «решение о регистрации предприятий было принято ошибочно». Это примерно то же самое, как если бы вы пришли в ЗАГС за справкой для паспортного стола, а там бы вам заявили, что вас не существует, потому что свидетельство о рождении когда-то было выписано «по ошибке». А, следовательно, все последующие документы, удостоверяющие вашу личность, тоже недействительны. Поэтому квартира, которую вы сдали в аренду какому-то не очень честному человеку, отказывающемуся вам платить, - ничья.

Видавшие виды юристы были шокированы таким «ходом конем». Два юридических лица, на которые оформлено имущество на несколько миллиардов рублей, были «ликвидированы» налоговиками без решения суда. Имущество, т.е. самолеты, просто «повисли» в воздухе. Между тем, Крапов продолжал их гонять по всему миру, зарабатывая огромные деньги. Например, вывозил имущество контингента НАТО из Афганистана. Собственно, в этом и заключался смысл маневра воронежской УФНС. При этом, несмотря на многочисленные письма с информацией о плачевном финансовом состоянии «Полета», Росавиация упорно делала вид, что ничего страшного не происходит и отказывалось хотя бы приостановить сертификат эксплуатанта. Судя по всему, крыша в ведомстве Нерадько у Карпова тоже была довольно крепкая.

Целый год наш банк судился с налоговой службой, и, в конце концов, выиграл дело в суде. Еще раньше удалось арестовать самолеты (один из них – на британской военной базе Брайз-Нортон). Одновременно кредиторы «Полета» подали в суд на банкротство. Общий объем требований – более 6 млрд. рублей. Сейчас идет процесс. Правда, благодаря описанной выше организации бизнеса Карпова кредиторам в РФ, скорее всего, достанется дырка от бублика. Большая часть денег, много сотен миллионов долларов, «схлопнулась» в известном банке на Кипре. Похоже, Карпов уже получил акции этого банка. Там же, вероятно, находятся счета десятков участников многочисленных «крыш» Карпова из различных ведомств – Росавиации, Роскосмоса, налоговиков, силовиков и пр. Интересно, удастся ли кредиторам, включая нас, дотянуться до этих денег?

А ведь таких «Александров Ивановичей», у которых в общем котле грязных мировых валют из 25 трлн. долларов где-то по 500 млн. – 1 млрд. на брата, - немало. Может, пора государству ими заняться? Пока, впрочем, наш добрый Левиафан отдыхает. Посмотрите, сколько обращений написано…