Первая новость: парламент поддержал инициативу главы правительства Ее Величества Дэвида Кэмерона, и Великобритания присоединилась к борьбе с террористическим Халифатом на территории Сирии. «Торнадо» британских ВВС нанесли удары по шести целям в районе сирийского нефтяного месторождения Аль-Омар, которое находится под контролем ИГИЛ. So far so good.

Кэмерон вчера провел телефонный разговор с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, в ходе которого лидеры обсудили "необходимость уничтожения ИГИЛ, а также обеспечение достижения договоренностей по политическому урегулированию в Сирии". Британский премьер "приветствовал решение Германии направить военных, а также оборудование в поддержку усилий коалиции". "Канцлер поздравила премьер-министра с результатом голосования в парламенте о проведении авиаударов в Сирии, отметив, что уже осуществленные авиаудары по нефтяным ресурсам ИГИЛ были впечатляющими", — подчеркнул официальный представитель Даунинг-стрит.

В своем обращении к парламенту Кэмерон подчеркивает, что операцию против Халифата необходимо проводить в тесном сотрудничестве с Россией. Таким образом, международная антитеррористическая коалиция с участием ведущих держав становится реальностью (кстати, сегодня The Independent опубликовал нашу с Владиславом Иноземцевым статью о проблематике борьбы с терроризмом в современном мире).

Вторая хорошая новость: Высокий суд Правосудия Англии и Уэльса выдал ордер на немедленный арест беглого российского мегамошенника - основателя «Межпромбанка» и бывшего сенатора Сергея Пугачева, год назад объявленного властями РФ в международный розыск. Еще 17 ноября судья Высокого суда Норрис потребовал, чтобы Пугачев предоставил суду обязательство присутствовать на судебном слушании, где будет рассматриваться вопрос о признании его виновным в неуважении к суду в связи с 17 случаями неуважения к суду вследствие многочисленных нарушений Пугачевым судебных приказов.

Господин Пугачев встал на ту же скользкую дорожку, что и другой аферист – бывший хозяин БТА-банка Мухтар Аблязов, который умудрился присвоить 10% ВВП Казахстана. Он тоже прятался в Лондоне, и даже получил там политическое убежище. Однако, когда по иску правительства Казахстана британский суд арестовал его активы, Аблязов попытался обмануть правосудие и начал прятать украденное. За неуважение к суду Аблязова приговорили к двум годам тюрьмы, после чего он сбежал уже из Англии. Потом он был арестован уже во Франции, и сейчас дожидается экстрадиции в Россию – вердикт французский суд на эту тему уже вынес, осталось политическое решение Госсовета.

Пугачев, как и Аблязов, сейчас тоже скрывается во Франции. Он даже успел когда-то получить там гражданство, поэтому перспектива экстрадиции именно из этой страны представляется туманной (хотя, на месте правоохранительных органов Пятой Республики, я бы заинтересовался обстоятельствами натурализации данного субъекта – без коррупционной составляющей там явно не обошлось). Однако оба этих случая показывают, что «политическая крыша» в странах Запада вовсе не является помехой для того, чтобы привлечь беглого мошенника к ответственности. Юридическая система позволяет пострадавшей стороне (в данном случае – правительствам России и Казахстана) доказать в независимом суде свою правоту и вернуть похищенное. Главное – желание этим заниматься.

Оба этих господина много лет были фигурантами моих расследований. Собственно, я и стал инициатором уголовного преследования Пугачева. Вот письмо министру внутренних дел РФ Рашиду Нургалиеву, датированное 8 июня 2011 года:





Кроме письма, были десятки публикаций как в российской, так зарубежной прессе. В ходе следствия подтвердилось все, о чем я писал и говорил. Пугачев незатейливо вывел из входившего в топ-10 банка более 75 млрд. рублей в виде кредитов на подконтрольные ему оффшорные фирмы и отчалил в Монако.

Однако Агентство по страхованию вкладов, которому пришлось разгребать эту финансовую помойку, пошло на принцип и начало процесс против Пугачева в британском суде. Как видим, вполне успешно. Поэтому я уверен, что создание в системе российских органов власти специальной структуры, которая должна целенаправленно заниматься поиском и возвращением похищенных беглыми мошенниками и коррупционерами капиталов – весьма плодотворная идея. Равно как и создание неправительственной организации, которая могла бы выступать с исками к ним от имени пострадавших граждан и организаций.

Между прочим, в связи с «делом Пугачева» мне вчера пришлось обратиться в российский суд с иском о защите чести и достоинства. Дело в том, в нашу заочную полемику с академиком Глазьевым неожиданно решил вставить свои пять копеек «главный редактор» журнала «Русский дом» Александр Крутов. И ладно бы Александр Николаевич просто обвинил меня в измене Родине и приспособленчестве – на такие вещи я давно перестал обращать внимание. Но вот причисление меня к банкирам «типа Пугачева» - увольте, батенька. За «базар» придется отвечать:



Полный текст иска в Мещанский районный суд.