Жесткая отставка Юрия Лужкова приведет к тому, что компания "Интеко», находящаяся в собственности супруги мэра Елены Батуриной, обанкротится, предполагают некоторые представители бизнеса. Действительно, грядет грандиозный передел рынка столичной недвижимости, но "Интеко» строит качественное конкурентное жилье, поэтому у компании есть будущее, возражают эксперты.

Елене Батуриной принадлежит 99% компании "Интеко». Ее бизнес начинался в 1989 году с переработки пластмасс, компания выпускала пластиковые ведра, тазы, одноразовую посуду, кресла. Сейчас "Интеко" - один из лидеров стройкомплекса Москвы, оказалась успешной и экспансия "Интеко" в регионы - Краснодарский край, Ростовскую и Ульяновскую области, в Санкт-Петербург.

При первой же возможности "Интеко" вышла и на международный рынок - Украина, Марокко, Чехия, Казахстан, Венесуэла. Зарубежные подряды попадают на исполнение в "Интеко» по отработанной схеме. Например, в июне этого года Лужков вместе с чиновниками из градостроительного комплекса Москвы ездил в Каракас. В состав российской делегации входили и представители девелоперского бизнеса - ОАО "Концерн Монарх» и ЗАО "Интеко». Еще до начала визита в мэрии сообщили, что семимиллионный Каракас никогда не застраивался по генплану и мэр всех там научит правильной застройке.

Один из самых внушительных проектов "Интеко» в Москве - 48-этажный офисно-торговый центр с дворцом бракосочетаний в "Москва-Сити». Архитектурная концепция комплекса разработана архитекторами из английской компании RMJM. По их замыслу, высотка будет напоминать сплетенные башни, символизируя единение мужского и женского начал.

Единение Лужкова и Батуриной (брак между ними заключен в 1991 году, а мэром Лужков был назначен в 1992-м) стало вечным поводом для упреков столичных чиновников в коррупции. Первый скандал разразился еще в 1998 году, когда "Интеко» выиграла тендер правительства Москвы на поставку для стадиона "Лужники» 85 000 пластиковых кресел. "Интеко», оправдываясь, заявила тогда, что выиграло конкурс не из-за покровительства мэра, а потому, что предложило "более выгодные условия».

Но никто не поверил. Сам Лужков любит повторять, что его статус чиновника только мешает талантливой бизнесвумен Елене Батуриной развивать свой бизнес еще мощнее. Но реально помешал бизнесу Батуриной не ее супруг, а кризис, самым жестким образом ударивший по рынку недвижимости. "Интеко» не смогла расплатиться по кредитам. В прошлом году компания подала в Минэкономразвития заявку на получение государственных гарантий по кредитам. Это стало возможным благодаря тому, что "Интеко» вошла в список 295 системообразующих компаний и вправе рассчитывать на помощь от властей. Как отмечалось в заявке, компании требуется около 50 млрд рублей, из которых 34 млрд необходимы для рефинансирования полученных ранее кредитов, а еще 15 млрд рублей - для пополнения оборотного капитала.

Теперь бизнес и экспертное сообщество гадают, как отставка Лужкова отразится на бизнесе Батуриной, и без того пошатнувшемся от кризиса. Возможно, избавившись от покровительства мужа-градоначальника, "Интеко» наконец-то нарастит свою долю на строительном рынке Москвы?

Давний оппонент Лужкова, глава Национальной резервной корпорации Александр Лебедев убежден, что бизнес Батуриной после отставки Лужкова развалится. Лебедев считает, что "Интеко» способна держаться на плаву только благодаря административному ресурсу мэра. Он надеется, что с уходом Лужкова будут приостановлены и многие вполне адекватные проекты, например, "Москва-Сити".

"Москва будет заперта, если все, что задумано по этому проекту, эти строящиеся бесчисленные офисы, будет реализовано. Утром и вечером, когда тысячи менеджеров будут стремиться на работу и с работы, Москва встанет в районе Красной Пресни. Впрочем, надеюсь, только пижоны какие-нибудь захотят арендовать там офис», - говорит Лебедев.

Но бояться хаоса на строительном рынке Москвы и Подмосковья после отставки Лужкова не следует, хаоса не будет, полагает Лебедев. "Хаос - это сейчас, несмотря на то что у московского правительства все схвачено и чужие здесь не ходят», - иронизирует бизнесмен.

Вместе с Лужковым уйдут действовавшие при нем коррупционные схемы ведения бизнеса, все эти разрешения на отвод земли и строительство, многочисленные согласования, соглашается советник главы "Миракс-групп" Михаил Дворкович. (Он уточнил, что высказывает личную точку зрения, а не мнение компании.) "Придут новые инвесторы, которые будут способны работать по прозрачным схемам, а новый градоначальник их в этом поддержит, потому что он будет обязан присягнуть президенту на верность и на создание комфортных условий для бизнеса в Москве», - полагает Дворкович.

Что касается "Интеко», то "эта компания производит качественную и абсолютно конкурентную продукцию», считает Дворкович.

"Сейчас у "Интеко", конечно, появятся административные издержки, которых раньше не было, и будут имиджевые потери, поскольку Лужков ушел по жесткому варианту, но компания и дальше будет развиваться», - прогнозирует Дворкович.

Отставка Лужкова - это политическое решение, и бизнес в России все еще сильно зависит от политики, говорит главный экономист УК "Финам-менеджмент» Александр Осин. "Но не настолько, чтобы компания, лишившись прикрытия во власти, закрылась совсем», - говорит Осин.

Аналогичной точки зрения придерживается и исполнительный директор Института экономики переходного периода Сергей Приходько. "Конечно, у "Интеко» были преференции, но компания не закроется, если на нее не спустят всех собак, например, возбудят уголовное дело, пошлют налоговых инспекторов», - говорит Приходько.

Сегодня девелоперский портфель "Интеко» - один из самых крупных не только по московским меркам, но и в масштабе страны, уточняет генеральный директор инвестиционной группы "Коперник» Александр Красавин. "Так что быстрый выход из этого бизнеса маловероятен: вовлечено большое количество участников, горизонт планирования и фаза реализации проектов, очевидно, разная. Скорее, я бы предположил постепенное перепрофилирование и диверсификацию бизнеса "Интеко», - говорит Красавин.

По его мнению, сильнее всего отставка мэра отразится на девелоперах, которые работали по городскому заказу. Конец года - традиционное время проведения тендеров, результаты тендеров закладываются в бизнес-планы компаний как минимум на год. Так что уже к январю будут понятны первые очертания нового рынка московской недвижимости и расстановка сил на нем. Изменения могут быть значительными.

Но что касается цен на жилье, то не факт, что они пойдут вниз. "Всё зависит от аппетитов нового руководства города. Думаю, в ближайшее время станет понятно, можно ли надеяться на снижение стоимости квадратного метра за счет доли коррупционной составляющей в девелоперских и инвестиционных проектах», - полагает Красавин.

А сама Батурина разделит участь некоторых российских бизнесменов, которые были вынуждены уехать из России, попав в опалу или после утраты политической поддержки, уверена руководитель центра изучения элиты Института социологии РАН Ольга Крыштановская. За ней, скорее всего, поедет и Лужков. По крайней мере, свое 74-летие Лужков недавно отпраздновал в кругу семьи, если верить западным СМИ, в Австрии, в отеле Grand Tirolia. О заграничных планах семьи Лужковых свидетельствует, по мнению Крыштановской, тот факт, что Батурина в последнее время активно подыскивает в Австрии адекватное статусу Лужкова место для жительства - в горах, на популярном у российской элиты курорте Китцбюэль.