Такое заявление содержится в письме владельца НРК Александра Лебедева в адрес Председателя Правительства РФ Владимира Путина. Письмо датировано 29 июля и напоминает о недавней встрече Владимира Путина с Виталием Савельевым. В рамках той встречи премьер упрекнул руководителя «Аэрофлота» в недостаточном количестве отечественной техники в парке авиакомпании.

Лебедев Александр Евгеньевич

Председатель Совета директоров ЗАО «Национальная резервная корпорация»

Между тем, отмечает Александр Лебедев, «наша авиакомпания «Red Wings» эксплуатирует самое большое в стране количество отечественных авиалайнеров - 8 самолетов ТУ-204, (ред: большинство из которых – новые машины). И ни одной иномарки». При этом перевозчик генерирует убытки.

Г-н Лебедев уточняет, что с 2006 г. «из принципиальных соображений» он уже вложил немалые средства в авиакомпанию Red Wings. «Причина убыточности, во-первых, завышенные лизинговые ставки со стороны «Ильюшин Финанс Ко.», (наше с Правительством партнерство с 2000г., куда я инвестировал без каких-либо доходов около 5,5 млрд. рублей), - около 12 млн.руб./месяц при аналогичных ставках на иномарки в 2 раза ниже! Второй причиной является демпинг на рынке чартерных перевозок со стороны госкомпаний, легко и непринужденно летающих себе в убыток (Атлант-Союз, Оренбургские авиалинии, KMV-авиа и т.д.)». В итоге долги авиакомпании перед ИФК – более 700 млн. рублей.

"С другой стороны, - говорят оппоненты Александра Евгеньевича в «Ильюшин Финанс и Ко.», - у авиакомпании «Владивосток Авиа» - парк во многом схожий с Red Wings, но платежи перевозчик платит исправно». Что касается комментариев насчет ставки по лизинговым платежам, то заявление тоже не совсем корректное. Здесь не учитываются ни возвращение НДС, ни субсидии. Так что лизинговые ставки у нас вполне рыночные".

Напомним, что проблему задолженности Red Wings предполагалось решить с помощью сделки по выкупу у Лебедева ВЭБом 25,8 % акций ИФК. Однако Минэкономразвитие наложило вето на эту сделку, мотивировав тем, что госсредства не должны инвестироваться в частные структуры. В итоге, Александру Лебедеву, дабы спасти стоимость активов ИФК, ничего не осталось, как согласиться на IPO. Предполагается, что в компании будет проведена допэмиссия – порядка 20%. Благодаря IPO надеются привлечь около 300 млн. долларов. Однако Лебедев неминуемо теряет контрольный пакет в лизинговой компании. Вероятно поэтому, полагают эксперты, он так заинтересован в продаже своей доли в ИФК.

Впрочем, стоит ли продолжать взаимодействие с российским авиапромом, если оно так и не принесло Александру Лебедеву прибыли. «Причина убытков - не наш плохой менеджмент, и не плохие самолеты. Эти причины (легко устраняемые при желании Правительства) - вне нашего контроля. С учетом изложенных обстоятельств, а также катастрофы в сельском хозяйстве, провале рынка индивидуального жилья, кризиса невозврата по кредитам, НРК вряд ли сможет дотировать Red Wings бесконечно. Из моей (односторонней) переписки с Минэкономразвития и Минтрансом я понял, что эти ведомства не интересует ни судьба Red Wings, ни судьба ИФК… Хотя эти компании тесно связаны - выручка от Red Wings с 2007г. является одним из основных источников доходов ИФК» - пишет Лебедев. Незначительные субсидии по ставкам лизинга выплачиваются Red Wings Минтрансом не всегда и с задержкой до года, а НДС почти не возвращается, - добавляет Лебедев.

К слову, недавно в авиакомпанию Red Wings поступила очередная помощь от НРК – около 370 млн. рублей, но будут ли они полностью или частично переведены в счет погашения задолженности перед ИФК в авиакомпании не уточняют. В компании констатируют, что не только лизинговые ставки, но в первую очередь качество предоставленного ИФК парка оставляет желать лучшего, как впрочем, и ситуация с послепродажным обслуживанием. В этом положении дел виновата, безусловно, не лизинговая структура, а ситуация на заводе «Авиастар», уточняют в Red Wings.
В частности, ситуация с самолетом с бортовым номером 64018 может выйти за рамки деловых взаимоотношений в правовую плоскость. По предварительным данным, из-за недостатка комплектующих, машина была частично разобрана на запчасти. Позже самолет был отправлен на доукомлектацию на завод в Ульяновске, но после установки агрегатов, в результате ошибки персонала «Авиасервиса», на лайнере сгорело 18 блоков. Он снова встал на длительное техобслуживание. В случае, если будет доказана вина дочерней структуры «Авиастара» - «Авиасервиса», в Red Wings планируют направить обращение в прокуратуру, а так же подготовить письмо в адрес Президента ОАК Алексея Федорова. «В конце то концов, - говорит генеральный директор авиакомпании Константин Тетерин, - порядок там надо наводить»! Причем то, что наводить порядок в авиастроении давно необходимо, уверены и в Red, и в ИФК. Это, пожалуй, то немногое, в чем эти две структуры солидарны.

-------------------------------------------------------------------------------------------------
Текст письма:


Председателю Правительства РФ.
В.В. Путину


Уважаемый Владимир Владимирович!


Недавно на встрече с генеральным директором Аэрофлота Савельевым В.Г. Вы критиковали его за недостаточное использование авиатехники российского производства. Разрешите счесть это похвалой в мой адрес, наша авиакомпания «Red Wings» эксплуатирует самое большое в стране количество отечественных авиалайнеров - 8 самолетов ТУ 204. И ни одной иномарки.

Я с 2006 г. из принципиальных соображений дотирую авиакомпанию Red Wings. Причина убыточности- во-первых, завышенные лизинговые ставки со стороны «Илюшин Финанс Ко», (наше с Правительством партнерство с 2000г., куда я инвестировал без каких-либо доходов около 5,5 млрд. рублей), - около 12 млн.руб./месяц при аналогичных ставках на иномарки в 2 раза ниже! Второй причиной является демпинг на рынке чартерных перевозок со стороны госкомпаний, легко и непринужденно летающих себе в убыток (Атлант-Союз, Оренбургские авиалинии, KMV-авиа и т.д.) Еще бы, почему не продавать кресло провозной мощности на 20-30% ниже себестоимости, если растущий долг никого не волнует (закроет бюджет), а «финансовый результат»,(не менее миллиарда рублей в год), - приносит госменеджменту в коробке от ксерокса туроператор, особенно турецкий.

Добавим к этому, что незначительные субсидии по ставкам лизинга выплачиваются Red Wings Минтрансом не всегда и с задержкой до года, а НДС почти не возвращается.

Иными словами, причина убытков - не наш плохой менеджмент, и не плохие самолеты. Эти причины (легко устраняемые при желании Правительства) - вне нашего контроля. С учетом изложенных обстоятельств, а также катастрофы в сельском хозяйстве, провале рынка индивидуального жилья, кризиса невозврата по кредитам НРК вряд ли сможет дотировать Red Wings бесконечно.

Из моей (односторонней) переписки с Минэкономразвития и Минтрансом я понял, что эти ведомства не интересует ни судьба Red Wings, ни судьба ИФК, ни казнокрадство в госсекторе в сфере авиаперевозок. Хотя эти компании тесно связаны - выручка от Red Wings с 2007г. является одним из основных источников доходов ИФК.
На мой взгляд, подход этих ведомств к своим обязанностям является как минимум не государственным. Надеюсь, что меня нельзя упрекнуть в отсутствии усилий, если хотите - патриотизма, в спасении авиапромышленности или нежелании эксплуатировать российскую авиатехнику.

Прошу Вас дать поручение Минтрансу принять меры к наведению порядка в отрасли авиаперевозок, а Минэкономразвития - принять деятельное участие в судьбе системообразующей для авиационной промышленности компании «Илюшин Финанс».