В подмосковном городе Жуковский состоялось заседание Госсовета, посвящённое проблемам российской авиационной промышленности. На нём президент страны Владимир Путин назвал главные проблемы этой отрасли: отток кадров, износ оборудования и падение технологического уровня.

По словам главы государства, «корень проблем в том, что российский авиапром так и не получил адекватной современным требованиям системы управления и эффективных экономических инструментов», которые способны обеспечить стабильное функционирование отрасли.

Президент обратил внимание на важность конкуренции авиапрома страны с другими авиационными державами. «Конкуренция здесь идёт не между отдельными национальными компаниями, а между целыми авиационными державами», — отметил Владимир Путин. В борьбе за этот рынок невозможно опираться исключительно на протекционистские меры, подчеркнул президент.

По словам министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, если не делать ничего, авиапром скоро деградирует окончательно. Выход один. «Центральной идеей здесь является создание объединённой авиастроительной компании. Цель — сохранение технологической независимости при создании новых поколений военной и гражданской продукции, сохранение Россией позиций на мировом рынке военных самолётов, возвращение на рынок гражданского самолётостроения», — отметил Христенко.

Александр Лебедев, основной акционер Национальной резервной корпорации (НРК), являющейся крупнейшим частным акционером «Аэрофлота» и владельцем акций лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК), позитивно воспринимает принятые во вторник на заседании президиума Госсовета решения о создании Объединённой авиастроительной компании, однако высказывает обеспокоенность в отношении их дальнейшей реализации.

«Дальше медлить было нельзя», — заявил Александр Лебедев, комментируя итоги заседания. Напомним, что ещё несколько лет назад он высказал идею о необходимости консолидации авиапромышленности в рамках единой компании, которую он предлагал назвать Национальной авиапромышленной корпорацией.

Вместе с тем, по его словам, принципы участия частного сектора в этой объединённой компании пока не достаточно понятны. «Я, например, не знаю, что делать НРК, у которой нет никакой собственности кроме лизинговой компании», — добавил он.

«Мы просим, чтобы дальнейшее развитие этого консорциума было максимально понятным и конкретным с юридической, финансовой и организационной точки зрения», — подчеркнул Александр Лебедев.

НРК владеет 35,8% лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК), в доверительной управлении которой юридически находится 56,25% акций Воронежского акционерного самолётостроительного общества, выпускающего самолёты Ил–96–300 и планирующего наладить серийное производство Ан–148. Другими акционерами ИФК выступают государство (38%) и Внешэкономбанк (15,5%).

Однако, по словам Александра Лебедева, на управленческие решения на воронежском авиазаводе ИФК влиять не может, поскольку она не является собственниками завода. «Мы пока только деньгами присутствуем на заводе», — добавил он.

НРК направила министру промышленности и энергетики Виктору Христенко предложения по участию в капитале Воронежского завода и КБ им. Ильюшина. «Мы предлагаем, чтобы правительство оценило наше участие в отрасли», — отметил Александр Лебедев.

По его словам, НРК хотело бы получить не менее блокирующего пакета акций в этих двух компаний, а также объединить их вместе с ИФК, чтобы «этой объединённой организацией войти в новый консорциум».