Вопрос о дальнейшем существовании ульяновского завода и целого ряда его поставщиков поставлен перед премьером правительства РФ. Руководству страны необходимо решить: вливать колоссальные инвестиции в американский авиапром или поддерживать свой убыточный?

Как это часто у нас бывает, экономический вопрос перерос в политический. Мы уже писали о том, что после отставки мэра Юрия Лужкова правительство Москвы отказалось от закупки 15 «Ту-204СМ» на «Авиастаре». После чего под угрозой остановки оказался не только наш завод, но и в целом программа «Ту». Инициативу проявил известный олигарх и ярый сторонник отставки экс-мэра столицы Александр Лебедев, председатель совета директоров ЗАО «Национальная Резервная Корпорация» (НРК). Дело в том, что НРК владеет авиакомпанией Red Wings, эксплуатирующей самолеты «Ту-204». А закрытие программы «Ту» повлечет связанные с этим проблемы и как следствие падение стоимости активов. Эксплуатация лайнеров, которые сняты с производства, сопряжена с рисками и повышенными расходами. Поэтому понятно, почему АлександрЛебедев заинтересован в продолжение программы «Ту».

Как будет происходить спасение «Авиастара» по схеме предложенной Александром Лебедевым? Об этом бизнесмен написал в письме премьер-министру РФ Владимиру Путину 29 сентября. Он предложил закупить на ульяновском заводе 44 самолета «Ту-204СМ» в обмен на приобретение у него государством 25,8% акций «Ильюшин Финанс и Ко.» (ИФК). Оказывается, еще в начале этого года Владимир Путин принял решение о выкупе доли Лебедева в ИФК «Внэшэкономбанком» (ВЭБ), в котором Владимир Владимирович является председателем Наблюдательного совета банка. Уже было подписано соглашение о намерениях, где даже оговаривалось, куда пойдут средства, вырученные Лебедевым. Олигарх планировал потратить 5 млрд. рублей (остаток от 5,3 млрд. после уплаты налогов) на развитие авиакомпании Red Wings, в том числе сделать заказ новых самолетов «Ту-204». Но, когда уже все было готово, ведомство министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной приостановило сделку.

«Уважаемый господин Премьер-министр! - говорится в письме Лебедева. - К сожалению, ваше решение от 13 января 2010 года о выкупе «Внешэкономбанком» у НРК пакета акций ИФК не выполнено. «Подвешенность» ситуации негативным образом отражается на полноте реализации нашего проекта, операционной деятельности ИФК, тормозит мероприятия по подготовке к ее IPO, сказывается на состоянии гражданского самолетостроения, важнейшим инструментом которого является ИФК».

Продажа ВЭБу акций ИФК для Лебедева очень выгодна, так как в следствии этой сделки компания получит мощного покровителя в лице государственного банка. Вот что предлагает Путину бизнесмен в своем письме: «Целесообразность приобретения пакета акций ИФК непосредственно связана с дальнейшей стратегией развития лизинговых операций в целом и авиационного лизинга в частности внутри группы ВЭБа. Предполагается, что ВЭБ будет контролировать не менее 75% плюс 1 акция ИФК, которые в последующем будут внесены в уставной капитал компании «ВЭБ лизинг», принадлежащей на 100% ВЭБу. «ВЭБ лизинг» станет центром осуществления лизинговых операций по поддержке отечественной промышленности, а ИФК, соответственно, Авиационным подразделением».

Производство большинства самолетов в России убыточное. По мнению экспертов, убыток с каждой крупной машины - более 10 млн. долларов. То есть, даже если на «Авиастаре» произведут эти 44 самолета, государство потеряет порядка 500 млн. долларов. И если рассуждать с позиций экономики, как очевидно и поступают в министерстве экономического развития РФ, то на предложение АлександраЛебедевавновь ответят отрицательно.

Правительству России предстоит решить вопрос: несмотря на убыточность, поддержать отечественный авиапром или продолжать инвестировать миллиарды в экономику США. Как мы уже писали, например, 17 сентября на инвестиционном форуме «Сочи-2010» Boeing и «Ростехнологии» подписали соглашение на поставку 50 самолетов «Boeing 737 Next Generation» стоимостью 3,7 млрд. долларов. Однако, когда создавалась Государственная корпорация «Ростехнология», целью ее деятельности ставилось «содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс». Вряд ли закупка иностранной техники отвечает этим целям… Интересно, блокирует ли эту сделку Эльвира Набиуллина?

В принятии государственных решений все-таки необходимо учитывать не только экономический, но и человеческий фактор. Закрыть убыточную программу «Ту», скажем так, гораздо проще, чем добиться ее прибыльности. Но каков будет эффект от этого? Вот говорят, мол, «Авиастар» и так проживет, и на «тушках» свет клином не сошелся. На горизонте маячит заказ министерства обороны РФ на грузовые «Ил-476». Однако, когда это еще будет?! Через два года. Да за это время все специалисты опять разбегутся с «Авиастара» кто куда. Восполнять кадровую брешь опять придется с огромными усилиями и затратами.