Перед голосованием депутатов Мосгордумы за нового мэра столицы Сергей Собянин рассказал им о том, что собирается сохранить в городе от лужковского наследия. А что - бесповоротно изменить. Напомним, Собянин вчера был утвержден на пять лет. Получасовая речь Собянина перед народными избранниками, а также ответы на их вопросы стали своеобразным "планом Собянина по переустройству Москвы".

Вот что, в частности, он сказал:

...О тотальной ревизии

- Первое, что необходимо сделать, - провести тотальную ревизию всех административных ресурсов. Должна вырасти персональная ответственность каждого руководителя как за свои действия, так и за действия своих подчиненных. Каждый чиновник должен знать, что его действия находятся под контролем граждан.

...О соцгарантиях

- Все городские доплаты, все социальные программы для ветеранов, инвалидов, пенсионеров, семей с детьми, других категорий граждан, безусловно, будут сохранены. Забота о ветеранах должна быть главным приоритетом в ходе подготовки к празднованию 70-летия битвы под Москвой.

...О здравоохранении

- Москве необходимо заняться модернизацией отрасли здравоохранения и согласовать соответствующую программу на федеральном уровне с Минздравом. Из этого лета должны быть сделаны выводы, здравоохранение Москвы должно быть готово к погодным аномалиям.

...О системе ЖКХ

- Необходимо наводить порядок и в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Сейчас эта сфера достаточно неэффективна, непрозрачна и серьезно коррумпирована. Расходы на ЖКХ - одна из самых больших статей городского бюджета, но качество коммунальных услуг этим расходам не соответствует. Высок уровень износа коммунальной инфраструктуры и сетей. Поэтому дальнейшая стагнация инфраструктуры чревата серьезными угрозами для безопасности города. Считаю, что уже со следующего года необходимо перевести все жилищное и офисное строительство на новые стандарты энергоэффективности, которые дают экономию энергоресурсов от 20 до 30 процентов.

...О генплане города

- Генплан - это фундаментальный, серьезный документ... Однако это не означает, что он должен быть неприкасаемым. Мы должны постоянно вносить в него коррективы и смотреть, насколько этот план соответствует стратегии развития города. Исходя из этого мы и будем принимать дальнейшие решения.

...О проекте "Москва-Сити"

- Я считаю, что "Сити" строится практически в самом центре Москвы и поэтому самым серьезным образом усложняет трафик и создает дополнительную нагрузку на центр. Мне кажется, это была градостроительная ошибка. Но что сделано, то сделано. Необходимо подумать над тем, как избавить его от транспортного коллапса.

...О перспективных планах развития

- Считаю, что сейчас нужно еще раз проанализировать перспективные планы развития города и исходя из этого определить, какие объекты нам нужны в первую очередь, в каких районах и под какие цели. Продолжать дальше застраивать каждый свободный клочок земли нельзя. Необходимо постепенно устранять накопившийся дисбаланс. Приоритет должен быть отдан инфраструктурным проектам, транспортным коммуникациям, гостиницам, объектам для массового отдыха и занятий спортом, магазинам шаговой доступности и центрам оказания бытовых услуг. Словом, все то, что создает комфортные условия для жизни граждан. Чем дальше, тем больше дает о себе знать проблема хаотичного роста - слишком быстрого развития одних секторов и отставания других, причем не менее важных для людей.

Плотность застройки в Москве - одна из самых высоких в мире, а протяженность, количество дорог - одни из самых низких.

...О дорогах

- В следующем году считаю необходимым создать специальный городской дорожный фонд, который поможет в решении транспортных вопросов.

Правительство Москвы совместно с коллегами из Московской области и Минтранса России должно организовать работу по подготовке комплексной программы. Нам необходимо синхронизировать свои действия, чтобы Москва и Московская область развивали свою дорожную сеть, Минтранс - федеральные трассы и чтобы все это складывалось в интегрированную дорожную сеть. Не должно быть дорог, которые ведут в никуда, в тупик, чтобы не было дорог, которые заканчиваются, обрываются на МКАД... Должна быть общая задача - ускорение транспортного трафика и свободный проезд. Чтобы не получилось так, что транспорт сам по себе, а дорожные строители - сами по себе. У одних свои приоритеты - ускорение трафика, обеспечение провоза пассажиров, а у других - другие задачи: освоение денежных средств. Я думаю, что мы должны скоординировать работу и транспортников, и дорожных строителей, чтобы каждый рубль, вложенный в дорожное строительство, оценивался не по количеству бетона, а по скорости проезда, которую он дает в конечном результате.

Перспективной считаю идею продолжения метро в города-спутники, расположенные в Московской области. Столичный транспорт сегодня исчерпал свои возможности и ресурсы. Есть опасность, что однажды город просто остановится. Нужно начинать с того, что можно сделать максимально быстро. Это реконструкция отдельных узких мест на магистралях, сооружение развязок на наиболее проблемных перекрестках и, что особенно важно, массовое строительство парковок, наземных и подземных переходов.

...О мигрантах

- Безработицы, по крайней мере по статистике, в Москве практически нет. Но привлечение мигрантов, трудовых ресурсов извне является необходимым для того, чтобы экономика города развивалась, чтобы стройки не остановились, чтобы мы не получили дефицита рабочей силы.

Для москвичей необходимо создавать высокотехнологичные и хорошо оплачиваемые рабочие места, а не заставлять их с метлой ходить вокруг дома. Это задача правительства, это приоритет. Нужно регулировать таким образом, чтобы мигранты были все официально зарегистрированы, чтобы среди них было как можно меньше криминалитета - вот та задача, которую требуется решать вместе с правоохранительными органами и Федеральной миграционной службой.

...О поддержке бизнеса

- Главная проблема малого и среднего бизнеса - в бюрократических барьерах, поборах, это есть в каждой разрешительной системе, будь то подключение к сетям или аренда.

На каждом шагу у начинающих предпринимателей в Москве какие-либо препоны. Надо их убрать, и тогда будет совершенно иной инвестиционный климат. Убежден, что коррупция способна девальвировать конкурентные преимущества Москвы. Городу нужна более эффективная система управления.

Это касается бюджетной политики и взаимодействия с гражданским обществом. Не стоит думать, что

бизнес никуда не уйдет. Он уйдет туда, где лучшие условия, если не заняться состоянием инвестиционного климата.

...О новой команде чиновников

- Я считаю кадровый костяк, который сформирован в Москве, очень крепким. Вопрос в том, какие задачи перед ними ставить и как спрашивать за результат. Однако не должно быть застоя, должна быть ротация. Основой этой команды будут те управленцы, которые есть сегодня в Москве. Но это не значит, что будут кадровый застой и стагнация. Мы будем работать над постепенной ротацией, заменой.

...О недостатках бюджета столицы

- Объем инвестиций (в Москве) начиная с 2008 года сократился практически в два раза. В проекте бюджета (города) на 2011 год заложено дальнейшее сокращение практически до 200 миллиардов рублей, причем из них 100 миллиардов - заемные деньги. Только за счет собственных средств город планирует направить инвестиции немногим более 100 миллиардов рублей, то есть примерно 10% городского бюджета. Это уровень и структура бюджета, похожая на глубоко дотационный регион депрессивного свойства. Если мы продолжим такую практику, то мы скоро вообще остановим все инвестиции в развитие, все программы. Это тупик для города и для его развития. Слишком велика доля текущих расходов, взносов в уставные капиталы хозяйственных обществ, субсидий, не обусловленных целевыми показателями.

...О детских садах

- Проблема дефицита мест в садах в Москве очень важна, и она должна решаться. Решение проблемы может быть самым разнообразным... Десятки, если не сотни садов перепрофилированы... Есть еще целый ряд мер. Мы с вами это дополнительно обсудим.

...Об отношениях с федеральным центром

- Прежде чем просить что-либо у федерального бюджета, тем более финансовые ресурсы, которых там и так недостаточно, нужно обратиться сначала к своим, навести там порядок, тогда, я думаю, и финансовую помощь от федерального бюджета будет требовать гораздо проще. Я хорошо знаю, что любое формальное письмо вряд ли дойдет до цели. Поэтому я считаю, что наша работа с федеральными структурами должна быть выстроена иначе - не только требования, не только морение амбициями, а конструктивная слаженная повседневная работа... Будем координировать наши планы развития и с администрацией Московской области, с ее губернатором.

Мнение эксперта

Директор Института социальной политики Высшей школы экономики Сергей Смирнов: "Надо поддерживать низкие цены, а офисы убрать за МКАД"

- Вообще-то коренные москвичи давно уже не "ходят с метлами вокруг дома", потому что таких работников ДЕЗ очень невыгодно держать. Но в чем трудно не согласиться с Собяниным, так это в том, что в Москве должна быть целенаправленная политика работодателей, которые создают высокооплачиваемые рабочие места. Нужна некая стратегия, как должен развиваться город. Если мы выбираем постиндустриальные технологии, то и структура занятости будет совершенно другой. Такой стратегии у Москвы пока нет. Надеюсь, теперь появится.

Основная задача правительства любого города, не только Москвы, - привлечь негосударственные инвестиции, создав для них (а не для одного инвестора, мы с вами прекрасно знаем, какого) комфортные прозрачные условия. В противном случае все останется по-прежнему: Москва будет нарезаться на кусочки и распродаваться по отдельным, не связанным друг с другом частям. Помните конфликты интересов в лужковскую эпоху: почему здесь, к примеру, строится не детский сад, а автостоянка?

Идея магазинов шаговой доступности таит в себе опасность: в них зачастую сбрасываются не самые качественные продукты. А учитывая возрастной состав и физическое состояние покупателей этих магазинов, все должно быть наоборот. Здесь придется разрабатывать механизм, который бы поддерживал цены на низком уровне при отличном качестве товаров. Ничто не мешает провести опросы населения и четко выяснить, где чего не хватает из социальной инфраструктуры.

В здравоохранении действительно очень большие проблемы. Причем ситуации в разных районах очень сильно различаются. Есть и хорошие муниципальные поликлиники, и плохие, где уровень медпомощи ограничивается выдачей больничных. В Москве не хватает центров высокотехнологичной медицинской помощи. Квалификация врачей зачастую оставляет желать лучшего. И одним повышением зарплат проблему здесь не решить.

Необходимо разгружать центр Москвы от офисов, переводить их в периферийные районы или вообще за МКАД. Особенно это касается логистических центров. Это, в свою очередь, спровоцирует переориентацию транспортных потоков. Западные компании еще во время кризиса, в основном ради экономии, вывели свои офисы в соседние с Москвой губернии.

Вопрос - ребром

Пчеловоды или охотники?

Среди вопросов, заданных столичными парламентариями будущему мэру, были и те, что касаются увлечений. В частности, депутаты спросили, как Собянин относится к пчеловодам и спортсменам, которых всегда поддерживал Юрий Лужков, сам известный любитель меда, тенниса и футбола. Сам-то Собянин - сибиряк, увлекается охотой.

- Я не буду ставить развитие тех или иных отраслей городской жизни в зависимость от личных пристрастий, как это было при прежнем руководстве, - пообещал Собянин и с улыбкой добавил: - Вряд ли охотникам на что-то стоит рассчитывать. Для этого им нужно переехать в другие места. А если говорить серьезно, то развитие спорта станет одним из приоритетов столичных властей.

Про пчеловодов Собянин промолчал.

Кстати

На что жалуются горожане

Судя по последнему опросу москвичей, новому столичному градоначальнику наследство досталось нелегкое. Да, Москва - самый богатый город России, самый большой и самый, на взгляд провинции, благополучный. Но сами москвичи так не считают. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, на какие проблемы своего мегаполиса жалуются жители столицы. И главное даже не в том, что они расставили на "пьедестале позора" привычный уже негатив. Главное, что количество недовольных жизнью в столице по сравнению с прошлогодним опросом выросло. Практически по всем позициям. А это значит, что проблемы за этот период лишь усугубилась. Перед новым мэром стоит важнейшая задача - переломить тенденцию. Сможет ли он это сделать, узнаем примерно через год. Или раньше, почувствовав это на себе.

Комментарий

Александр Лебедев, председатель совета директоров ЗАО "Национальная резервная корпорация": "А вообще он правильные вещи говорит" - Собянин говорил вещи правильные.

Конечно, правильно бороться с коррупцией и создавать в Москве конкурентную среду, демонополизировать город. Как минимум не снижать социальные выплаты, с пробками бороться... Но только за счет ограничения движения по Москве грузового транспорта, введения реверсных полос, когда движение меняется утром и вечером, запрета стихийных парковок, улучшения светофорного движения ничего коренным образом не решить. Это все даст по полпроцента улучшений. Надо дорожную систему новую создавать.

Правильно, конечно, надо область синхронизировать с городом и развивать это там одновременно. Но сразу второй вопрос: а как точно это делать? Если вы грузовики пускаете в светлое время суток в Москву, то синхронизируй, не синхронизируй - ничего не выйдет.

Или если все-таки по общественному транспорту закупать любой троллейбус за 3 "конца", как выражаются мои друзья, то есть втридорога, и общественные полосы, выделенные для общественного транспорта, не делать, тоже ничего не выйдет. А у нас до сих пор только одна такая полоса есть... По-моему, я это из "Комсомолки" узнал. Но это же везде надо сделать! ГИБДД надо заставить, чтобы они работали на движение, а не на собственный карман.

И нужно, наверное, сделать парковочную службу давным-давно.

И, конечно, надо ограничивать въезд в центр города, спору нет. Потому что много праздношатающегося народа.

Все это мелкие вещи, но в них и кроются стратегия, комплексные пути решения проблемы пробок. А вообще вещи Собянин говорит правильные абсолютно.