Россия по-прежнему не может вернуть свою собственность в Крыму. Да и не особо стремится, поскольку курортная собственность предприятий, организаций и учреждений РФ обрела, по всей видимости, не только украинских, но и российских частных хозяев. Они предпочитают не светиться, и, что вполне естественно, не заинтересованы в будировании этого вопроса.

Хотя российской стороне давно пора вплотную заняться этим вопросом и потребовать его решения "по справедливости". В январе 1993 года в Бишкеке было подписано межгосударственное соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности.

В статье первой указывается, что объекты союзного подчинения передаются в собственность Украины. Что и произошло. Однако значительное количество санаториев и прочих курортной недвижимости были построены предприятиями других союзных республик. И это большая часть советского наследия.

Всего в Крыму насчитывалось 632 здравницы. Из них 209 перешли в собственность Украины, в том числе девять курортных комплексов Министерства обороны СССР и 24 санатория ВЦСПС, переданных республике по межправительственному соглашению 1993 года.

РФ предоставила еще в 1993 году в Фонд госимущества Украины список, в котором значилось 174 объекта на территории Крыма. Это те объекты, которые можно признать стопроцентно российскими. На самом деле их количество намного больше. В 1993 году РФ заявила о претензиях на часть имущества в 24 объектах Федерации независимых профсоюзов Украины.

Также российская направила список объектов, отсутствующих в списке, строительство которых осуществлялось предприятиями, учреждениями и организациями РФ. С последней категорией объектов разобраться крайне сложно, тем более, при явном нежелании украинской стороны.

Чтобы доказать претензии РФ необходимо документально подтвердить, что тот или иной объект во времена СССР возводился за счет бюджета РСФСР или на деньги российского предприятия. Однако и украинцы признают, что по многим объектам элементарно истек срок хранения документов, так как возводились они еще в середине прошлого века. Активно использовались практически бартерные схемы, так как строились санатории хозспособом и зачастую на паях.

В итоге, достоверное количество здравниц, санаториев и лечебниц "российского происхождения" и их оценочная стоимость неизвестны ни Мингосимуществу, ни Счетной палате. Неплохо было бы провести инвентаризацию, однако по странному стечению обстоятельств эта идея никому не приходит в голову.

Вернее, она пришла в голову "оранжевому" украинскому правительству, которое стало инвентаризировать объекты черноморского флота. В итоге, проблему умело перевели в военно-политическую плоскость, после чего спустили на тормозах, а объекты постепенно утрачивают не только прежний вид, но и меняют собственников, или, как минимум, эксплуатантов.

В итоге, к своим прежним корпоративным владельцам собственность не вернется. Часть из них и уже и так почила в бозе, если говорить о юрюдическом аспекте существования эти владельцев. А новым владельцам, в том числе российским, которые довольно активны на полуострове, историческая справедливость не очень то и нужна. На данный момент правовой статус спорных объектов уже изменен, в большинстве случаев они прошли через сделки купли-продажи.

В реприватизации российских и не только объектов в Крыму активно участвуют и российские корпорации и частные лица. О первых, понятно, известно несколько больше. Например, Национальная резервная корпорация (НРК) инвестировала в пансионат "Море" более $25 млн., в комплекс "Миндальная роща" — около $30 млн.

На счету "Лукойла" алуштинская гостиница "Крымская Ривьера", санаторий "Карасан", отель "Крымская Ривьера — Radisson" в Алуште — первый отель в Крыму, вошедший в международную гостиничную сеть. Кроме того на полуострове "работают" "Внешторгбанк", "Северсталь", ГК "Итера". А в число крупнейших собственников крымской недвижимости входит фонд "Москва-Крым".

Полный список принадлежащего россиянам добра неизвестен. Тем более, что некоторые объекты, как уверяет народная молва, лишь фиктивно записаны на граждан Украины. Крым рано или поздно станет российским, но не факт, что он будет столь же доступен россиянам, как в советские времена. Полуостров уже никогда не превратится в "общесоюзную здравницу".

И не потому, что СССР был ликвидирован. Кажется, новые хозяева видят будущее этого райского уголка в несколько ином свете. Впрочем, тысячи финансово обеспеченных россиян среднего класса уже успели приобрести некоторое количество квадратных метров на полуострове, а некоторые и землишки прикупили.