ОАК может свернуть программу строительства самолетов "Ту». Самолет Ту-204СМ, который временно, до появления перспективного МС-21, мог бы закрыть нишу среднемагистральных самолетов, до сих пор не сертифицирован и получается слишком дорогим.

Президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров не исключает, что программа строительства самолетов марки "Ту" может быть свернута. Он обмолвился об этом мимоходом, отвечая на вопрос о планируемом IPO лизинговой компании "Ильюшин-Финанс", которая сейчас занимается продвижением самолетов марки "Ту". "Перед выходом на публичное размещение ИФК нужно определиться с программой по самолетам "Ту», которая занимает большой портфель их заказов", - отметил Федоров.

"Если ОАК примет решение о сворачивании программы производства Ту-204, то и мы, соответственно, будем корректировать планы развития нашей компании, в том числе и по выходу на IPO», - признался "Газете.Ru» пресс-секретарь ИФК Андрей Липовецкий.

Легендарные самолеты Ту-134 и Ту-154 уже не выпускаются - они морально устарели. А вот под программу самолета Ту-204СМ несколько лет назад было выделено 5 млрд рублей. Этот самолет - модернизированная версия Ту-204 - должен был временно, до появления перспективного МС-21, заполнить нишу среднемагистральных самолетов и конкурировать с популярным А320.

"Но, куда делись выделенные на этот проект миллиарды, не очень понятно, сертификация самолета должна была состояться в этом году, но ее уже отложили»,

- говорит источник "Газеты.Ru» в отрасли. Создание ОАК повлекло за собой пертурбации в КБ "Туполева» и "Ильюшина», по сути, КБ расформированы, и на разработку того же Ту-204СМ людских ресурсов нет, говорит источник "Газеты.Ru». "В ОАК хорошо получается рисовать каждый раз новые стратегии на самолеты, которых нет, и выбивать деньги под них. Но количество производимых самолетов на главной авиастроительной площадке страны - ульяновском "Авиастар-СП» - не растет», - говорит источник. Сейчас на стапелях "Авиастара» пять Ту-204СМ в разных стадиях готовности.

На самом заводе уже поговаривают о закрытии предприятия. "Вопрос теперь в том, что будет делать ульяновский завод "Авиастар-СП», видимо, его придется закрыть. Основная программа этого завода как раз была заточена под модель Ту-204СМ», - объясняет собеседник "Газеты.Ru».

"Программа Ту-204СМ действительно находится в угрожающем состоянии», - говорит замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. По его словам,

в результате внешнеполитических решений для этой программы закрылся иранский рынок. "Прослеживается четкая корреляция: мы прекратили поставки С-300 в Иран, иранцы прекратили программу по закупкам Ту-204СМ»,

- говорит Макиенко. Программу "Ту» могли бы спасти отечественные авиакомпании. 15 таких самолетов, например, собирался купить "Аталант-Союз». Совсем недавно заявление о возможной покупке 40 самолетов Ту-204СМ сделал владелец авиакомпании Red Wings Александр Лебедев. Хотя планы последнего относятся, скорее, к пиару, говорит Макиенко.

Программа Ту-204СМ попала в замкнутый круг: заказов на в целом удачный самолет, но не серийный и дорогой, набрать было довольно сложно, а снизить цену на комплектующие поставщики готовы только при наличии крупного заказа,

говорит руководитель аналитического отдела "Авиапорт» Олег Пантелеев. Самолеты нужны авиакомпаниям по цене 730-750 млн рублей. Но пока ОАК не удалось снизить стоимость производства и добиться скидок от поставщиков. И ОАК их может построить заметно дороже. "Не договорятся по цене - не будет самолета. Договорятся - будет», - заключает Пантелеев.