"Новая" продолжает публиковать рейтинги, свидетельствующие о политическом и экономическом положении нашей страны в мире. Мы рассказываем не только о том, какое место в перечне государств эксперты отвели России, но и о том, как и зачем составляется тот или иной рейтинг.

Индекс восприятия коррупции

Авторы

Transparency International - крупнейшая международная организация, ведущая деятельность по противостоянию коррупции. Действует с 1993 года, имеет более 90 отделений по всему миру. Каждый год TI публикует Индекс восприятия коррупции, измеряющий отношение к ней в странах всего мира. Наиболее коррумпированная страна в рейтинге может получить 0 баллов, наименее - 10.

Место России

В 2010 году Россия получила в этом рейтинге 154-е место из 178 возможных, набрав 2,1 балла. В прошлом году мы занимали 146-е место с аналогичным количеством баллов. Как говорится в пресс-релизе российского отделения TI, существенных изменений в положении России за год не произошло.

Из наиболее болезненных коррупционных тем уходящего года они выделяют дело "Даймлера", дело Магнитского, отсутствие публичной и гласной проверки деклараций о доходах чиновников.

Окружение Наименее коррумпированными в мире оказались Дания, Новая Зеландия и Сингапур, наиболее - Сомали, Мьянма и Афганистан. Сразу за Россией идут Таджикистан, Конго и Гвинея, непосредственно перед нами - Папуа-Новая Гвинея, еще выше - Лаос и Кения.

В странах - бывших республиках СССР ситуация хуже, чем в России, лишь в Таджикистане, Кыргызстане, Туркменистане и Узбекистане. Наименее коррумпированная страна бывшего СССР - Эстония (26-е место).

Как это делается

ИВК - составной индекс, включающий данные опросов экспертных и деловых кругов, проводимых различными структурами. Включение в индекс зависит от доступности соответствующих данных. Опросы, использующиеся для составления индекса, включают темы, касающиеся злоупотреблений государственной властью, прежде всего подкуп государственных должностных лиц, выплаты "откатов" при осуществлении государственных заказов, хищения государственных средств, а также эффективность антикоррупционных мер.

Мнение эксперта

Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета, рассказал "Новой", что такое восприятие коррупции в России связано с разрывом между тем, что декларировали самые высокие руководители страны, и тем, что реально делается для борьбы с коррупцией. Дела возбуждаются против обычно невысоких чинов МВД, но сотрудники ФСБ пока вне поля действия государственной антикоррупционной кампании. Не говоря уже о высших эшелонах власти. Телевизор может рассказывать россиянам, что, например, все "дело в кепке", но уголовные дела после этого совершенно не обязательно возбуждаются.

Свидетельство очевидца

Недавно акционер "Новой" АлександрЛебедев побывал в той самой Папуа - Новой Гвинее и в ближайших номерах расскажет, почему эта страна оказалась выше нас в рейтинге коррупции и сможем ли мы ее догнать. Отчет о путешествии - в ЖЖ.