Президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров впервые официально признал, что производство самолетов Ту-204 и Ту-204СМ может быть свернуто.

Как сообщается, решение о закрытии проекта будет принимать правительство в начале ноября, поскольку такой шаг повлечет массовые увольнения и частичную консервацию Ульяновского авиационного завода. "Ситуация с Ту-204 СМ сегодня не простая, мы этого не скрываем, но и никаких панических решений о прекращении программы мы не принимали", - заявил Алексей Федоров.

Впервые информация о возможном закрытии проекта Ту-204 появилась еще в марте текущего года. Тогда сообщалось, что ульяновский завод "Авиастар" остался без заказчиков. На тот момент у ОАК был контракт только на строительство двух Ту-204-300 для администрации президента. Другие российские заказчики ждали появления новой модификации Ту-204СМ. Однако сроки ее выхода постоянно переносятся.

Первым заказчиком Ту-204СМ должна была выступить иранская компания Iran Air Tour, но из-за американских санкций контракт был отменен (разработчиком двигателя ПС-90А2 является американская Pratt & Whitney).

В начале октября спасти программу предложил глава Национальной резервной корпорации Александр Лебедев. В частности, он пообещал купить 44 самолета Ту-204СМ для своей авиакомпании Red Wings. Однако бизнесмен открыто заявил о неприемлемой для авиакомпании стоимости самолетов. По словам Лебедева, он готов покупать самолеты по 700-750 млн рублей. Однако производитель называет другую цену - 1,3 млрд рублей.

"Остро стоит вопрос с высокой себестоимостью этих самолетов. До сих пор мы производили самолеты Ту-204 для коммерческих компаний с убытками для себя", - пояснил Алексей Федоров.

В октябре в авиапарк президента России поступил новый авиалайнер с пунктом управления на борту, позволяющим главе государства в любой момент связаться с кем угодно и прямо в воздухе выполнять функцию главнокомандующего. На этом Ту-214 Дмитрий Медведев на днях совершил свой первый перелет - в Татарстан.

Кстати, именно в столице этой республики и был собран новый "борт номер один". Сборкой занимались специалисты Казанского авиационного производственного объединения (КАПО). В лайнере предусмотрена зона отдыха и зона работы. Причем обе - довольно вместительные.

Сообщается также, что интерьер лайнера оформляла компания, специализирующаяся на "спецбортах". Однако особенности интерьера президентского лайнера не разглашаются. Все работы проводились под контролем Федеральной службы охраны.

Однако, как сообщают российские СМИ со ссылкой на членов делегации, летавших с президентом в Татарстан, внутри самолет "выглядит весьма скромно для президентского". В частности, в салоне нет изысков или чрезмерной роскоши вроде золотых кресел.

Поскольку обычно "борт номер один" всегда идет в паре, то планируется в скором времени закупить еще один, точно такой же. Это подтвердил журналистам пресс-секретарь Управления делами президента Виктор Хреков.

Уже известно, что воздушного "близнеца" главного борта полностью изготовят в начале будущего года на том же авиационном заводе в Казани. Пока же президент будет пользоваться еще двумя самолетами - Ил-96М (для полетов на дальние расстояния) и лайнером иностранного производства Falcon (для ближних). Все они также оснащены пунктами управления.

В июне прошлого года КАПО также передало Управделами президента два самолета-ретранслятора Ту-214. Внутри них вместо привычных рядов кресел - двери и перегородки, за которыми расположены различные комнаты и отсеки. Три наглухо задраенных отсека предназначены для операторов и начальника узла специальной связи.

До конца следующего года КАПО предстоит собрать и передать еще три самолета специального назначения.

Ту-214ПУ (ПУ - пункт управления) поднялся в воздух 12 мая 2010 года. За счет установленных под полом кабины дополнительных топливных баков дальность беспосадочного полета составляет до 10500 километров. Длина исходного самолета Ту-214 - 46 метров, высота - 13,9, размах крыла - 42 метра. Пассажировместимость - до 210 человек, крейсерская скорость - до 850 километров в час.