Вчера, 2 ноября, около 11.20 утра в офис Национального резервного банка (НРБ), который принадлежит акционеру "Новой газеты" Александру Лебедеву, ворвались сотрудники правоохранительных органов. Спецоперация проходила по классическому сюжету "масок-шоу": громилы с закрытыми лицами в черной форме и с автоматами, оперативники в штатском и руководивший ими капитан Павел Крылов прошли в здание банка и потребовали встречи с Лебедевым.

Офис НРБ был забит сотрудниками в штатском. Не успела фотокорреспондент "Новой" достать камеру, как на нее накинулся один из оперативников и начал выталкивать из здания, требуя стереть снимки. Он успокоился только после того, как журналисты достали диктофон, но отвечать на вопросы отказался, заявив, что в банке проходят следственные действия и следователь запретил впускать кого-либо в здание. Откуда следователь и чем вызвана необходимость этого шоу, оперативник не ответил, зато позвал из машины двух сотрудников в черной униформе, в масках и с автоматами - видимо, для того, чтобы напугать. (Кстати, стоит напомнить, что использование масок при подобных следственных действиях уже давно подвергнуто осуждению со стороны руководителей государства и правоохранительных органов.)

В НРБ рассказывают, что следователя интересовали документы и проводки, связанные с банком "Российский капитал", который в 2008 году, по просьбе Министерства финансов и Центробанка, санировался НРБ Александра Лебедева. В ходе санации акционер "Новой газеты" обнаружил "факты вывода бывшими владельцами "Российского капитала" активов в размере около 5 млрд рублей", о чем он сообщал в письмах в Минфин, Центральный банк, ФСБ, МВД и Генпрокуратуру. Публичное оглашение этой информации, равно как и дальнейшие расследование, могли сильно не понравиться тем, кто занимался выводом средств. Как писал Александр Лебедев в одном из своих заявлений на имя директора ФСБ Александра Бортникова, "с этого момента (обнаружения пропажи 5 млрд. - Ред.) начата массированная атака на НРБанк: здесь и заказные публикации в СМИ, и беседы влияния отдельных госбанкиров, и, к сожалению, представителей силовых структур".

Впрочем, ФСБ тогда ответила, что это все - не их компетенция, а МВД и прокуратуры в том смысле, что состав преступления они различить не могут. А вот теперь почему-то документы "Российского капитала" срочно понадобились неопознанным силовикам, причем искать их они решили у Лебедева, а не в самом "Российском капитале". И потом - для чего вообще было приезжать с подобным шумом, гонять микроавтобус с амбалами через всю Москву, если необходимые бумаги любой следователь может получить с помощью официального запроса? Но никакие запросы от следствия в НРБ не поступали...

Найти вразумительные ответы на эти вопросы сложно. Зато если предположить, что вчерашний наезд связан не с процессуальной необходимостью, а, допустим, с желанием кого-то намекнуть Лебедеву на то, что не стоит публично выступать и дальше пытаться выяснить судьбу пропавших 5 млрд, тогда все становится понятно. Иначе какой смысл было везти спецназ с автоматами ради того, чтобы изъять две бумажки?

Не все понятно и с, так сказать, местом прописки силовиков, нагрянувших в банк. Начальник управления информации и общественных связей столичного ГУВД Виктор Бирюков объяснил: следственные действия проводили следователи ГСУ при ГУВД Москвы "в рамках ранее возбужденного уголовного дела". К сожалению, г-н Бирюков не уточнил, что это за уголовное дело, кто является его фигурантами, как оно связано с НРБ и почему никто из сотрудников банка не вызывался на допросы и никогда не слышал ни о каком деле.

Вполне можно допустить, что в ГУВД о том и не знают. По информации наших источников, во вчерашнем шоу принимали участие не столько столичные следователи, сколько, как предполагается, сотрудники управления "К" ФСБ, отвечающее за безопасность финансов страны. Сотрудники данного управления не раз упоминались в контексте громких скандалов, связанных с хищениями банковских активов, - например в связи с делом Hermitage Capital. А что касается удостоверений московской милиции, так это могут быть документы прикрытия, которые очень любят использовать чекисты в тех случаях, когда необходимо максимально запутать "жертву наезда" и его адвокатов.