К решению проблемы пробок в Москве привлекли общественность и научно-исследовательские институты. В мэрии обещают, что все их предложения внимательно изучат. А на строительство новых дорог в следующем году уже решено выделить 100 миллиардов рублей - в три раза больше, чем планировалось.

Работа над ошибками началась. Московским чиновникам рекомендовано ездить на работу к восьми часам утра, чтобы личным вкладом разгрузить дороги в утренние часы пик. НИИ Генплана выделил девять главных принципов в борьбе с транспортным коллапсом. Среди них - строительство линий скоростных трамваев, организация движения на Малом кольце Московской железной дороги, строительство перехватывающих парковок в городе и Подмосковье. Ещё - особые условия для общественного транспорта. "Выделение полосы для общественного транспорта - автобусов и такси. Проект уже есть, всё необходимое уже есть", - говорит Сергей Ткаченко, директор НИиПИ Генплана Москвы.

Руководители НИИ транспорта и дорожного хозяйства в свою очередь предлагают объявить войну стихийным парковкам в центре города, учитывая, например, опыт Нью-Йорка. "На Манхэттене самая дешёвая парковка стоит 800 долларов в месяц. Дорогая - полторы тысячи - это не те деньги, которые с лёгкостью можно оставить, даже для зажиточного гражданина", - говорит Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. "Необходимо создать парковочную полицию и штрафовать за несанкционированную парковку. И штрафы эти должны быть большие", - утверждает Павел Поспелов, заведующий кафедрой проектирования дорог, проректор Московского автомобильно-дорожного института.

К обсуждению вечной московской проблемы присоединились бизнесмены, общественные деятели, политики. "Решать вопросы логистики, сопрягать транспортные потоки Москвы и Московской области, решать вопросы интеллектуальных транспортных систем можно только через создание специального органа. Например, создание специального департамента в Минтрансе", - говорит Сергей Шишкарев, председатель комитета Госдумы РФ по транспорту. Третье кольцо в районе "Москва-Сити" это постоянная головная боль автомобилистов. Пробки здесь бывают практически всегда по будням. Первая причина в сужении дорожного полотна из четырёх полос в три. Вторая причина - тысячи машин посетителей и служащих делового центра, на что эта транспортная развязка не была рассчитана изначально. "Это было абсурднейшее решение - строить такой деловой центр возле третьего кольца. Там миллионы квадратных метров. Представьте, сколько там машин, если в среднем на каждого человека 40 метров офиса и одна машина", - объясняет Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства.

Бизнесмен Александр Лебедев в своё время заказал иностранным специалистам разработку программы борьбы с массовыми заторами в Москве. Он утверждает, обязательным должно быть строительство подземных переходов вместо наземных, организация специальных карманов для общественного транспорта, там, где их нет. Ещё утверждает, есть методы, которые не требуют почти никаких вложений. "Грузовики не должны въезжать в светлое время суток в город вообще, а они въезжали до сих пор, потому что идут стройки", - говорит Александр Лебедев, бизнесмен, председатель общественного движения "Наша столица". В Москве уже почти не осталось площадей, где не стоял бы торговый центр или не велось его строительство, как происходит возле Павелецкого и Белорусского вокзалов. Как сделано возле Курского и Киевского. "Если проезжать мимо Киевского, это чудовищное здание, которое, если бы было за МКАДом, я не понимаю, почему нельзя найти время, съездить туда в выходные. Мы там все сейчас стоим в пробках", - продолжает Александр Лебедев, бизнесмен, председатель общественного движения "Наша столица".

Не исключено, что некоторым торговым точкам всё же суждено исчезнуть с карты Москвы. "Резать придётся по живому. Ещё до сих пор не ясно, кто должен будет возместить убытки предпринимателям, которые лишаться своих торговых площадей. Кто-то должен пострадать", - говорит Анатолий Кучерена, член правительственной комиссии по обеспечению безопасности движения, член Общественной палаты. В институте МАДИ предлагают своё решение транспортной проблемы возле крупных торговых центров, тех, что сразу за МКАДом. "Соединить все торговые центры, расположенные за МКАДом отдельной трассой, на расстоянии двух-трех километров от МКАДа", - объясняет Павел Поспелов, заведующий кафедрой проектирования дорог, проректор Московского автомобильно-дорожного института. До тех пор, пока Москва не избавится от масштабных автомобильных заторов, специалисты аналитического центра "Яндекс. Пробки" предлагают простой и давно известный способ избежать многочасовых поездок по городу. "Мобильные "Яндекс-карты" - перед тем, как куда-то ехать, вы смотрите маршрут, выбираете дорогу в объезд пробок, чтобы тем самым не удлинить её", - говорит Леонид Медников, аналитик сервиса "Яндекс. Пробки". На строительство дорог в Москве в 2011 году выделят году 100 миллиардов рублей. В три раза больше, чем планировалось вначале. Программа дорожно-мостового и инженерного строительства будет значительно расширена. Откладывать исправление градостроительных ошибок больше нельзя.