Кумовство в столичной власти довело город до ручки. А бывшие друзья-соратники уже не подают друг другу руки. За место для ребёнка в детском саду легко могут попросить внести спонсорский взнос - тысяч эдак 30. В школах в анкете для родителей потенциальных первоклассников чёрным по белому пишут: «Чем вы можете помочь школе?» Взятки милиционерам, врачам, чиновникам...

Мы настолько к подобному привыкли, что уже не считаем это коррупцией. Целые города отдаются на откуп семейным олигархическим кланам, чего же удивляться необходимости мелких подношений, взяток, просьб, требований... Или всё же такой порядок не должен быть в порядке вещей, а?

«Приближённые» поедут в места «отдалённые»?

«АиФ» продолжает расследование, будут ли при новом мэре Москвы извлекаться «скелеты из шкафа» столичных чиновников и бизнесменов, которых с прежней городской администрацией связывали многочисленные контракты и проекты.

Судя по тому, сколько увольнений уже состоялось, есть все основания полагать, что Сергей Собянин проверит бюджетные траты хотя бы последних лет. Эксперты «АиФ» ему помогут.

Кончилась дружба?

Станислав Белковский, независимый политолог:

- Если говорить о «друзьях» столичной администрации, то взаимодействие мэрии и бизнеса делится на два этапа - 1990-е и 2000-е гг. На первом этапе деловая опора Лужкова была достаточно широка. Это и Владимир Евтушенков, бывший глава Московского комитета по науке и технике, создавший на его базе компанию АФК «Система». И братья Чигиринские, которые, начав с «ST девелопмент», стали одной из самых мощных компаний-девелоперов. И Умар Джабраилов, который представлял в Москве интересы чеченского капитала, и Тельман Исмаилов.

Взаимодействие осуществлялось через выделение ресурсов Москвы - будь то земельные участки или приватизация предприятий, как в случае с Евтушенковым. Его телекоммуникационная империя строилась в те годы на базе МГТС. В ответ на преференции бизнес делал определённые финансовые вливания в политическую структуру мэра. Однако после того, как в 1999 г. Лужков расстался с идеей перейти на федеральный уровень, он стал стремительно терять бизнес-союзников. Основными коммерческими партнёрами экс-мэра стали крупный предприниматель из Дагестана и Рамзан Кадыров. Они, в частности, получили право участвовать в реконструкции гостиницы «Москва» и, вытеснив Ашота Егиазаряна, получили долю Чигиринских в компании «Сибирь энерджи».

Зачем нам ледокол?

Александр Лебедев, бизнесмен, экс-депутат Госдумы РФ:

- В 2004-2007 гг. я отправил в Генпрокуратуру и столичную прокуратуру, московские межрайонные прокуратуры более 90 обращений и депутатских запросов по жалобам москвичей.

К сожалению, практически на все мои письма пришли ответы со стандартными формулировками - «оснований для вмешательства прокуратуры не найдено», что и позволило мэрии финансировать такие фантастические проекты, как, например, создание ОАО «Керченский мост». В 2000 г. Леонид Грач (председатель Верховного совета Автономной Республики Крым) и мэр Москвы Юрий Лужков подписали протокол о строительстве моста между Крымом и Краснодарским краем. Правительство Москвы выпустило специальное постановление (№ 1030) и внесло в уставной капитал ОАО 407 тыс. бюджетных рублей. Но потом стороны решили ограничиться железнодорожно-паромной переправой между Крымом и Краснодарским краем, и мэрия Москвы приобрела за 4,4 млн долл. железнодорожный паром «Юрий Долгорукий».

В 2002 г. океанский паром ледокольного типа прибыл с Дальнего Востока в Крым. На месте выяснилось, что в Керченском проливе нет необходимой для парома рабочей глубины и соответствующих причалов. Из-за плохого технического состояния «Юрия Долгорукого» Москве пришлось профинансировать его капремонт. В итоге судно, простояв несколько лет у причала, исчезло. А в 2006 г. вышло другое постановление (№ 499), по которому столичный пакет акций ОАО «Керченский мост» оценили в 1 (один) рубль!

Кому бюджетных денег?

Сергей Митрохин, председатель партии «Яблоко»:

- Проверять надо почти все столичные департаменты, методично и без пристрастия. Лучший способ провести антикоррупционную зачистку - это организовать проверку деклараций о доходах и имуществе московских чиновников. В частности, откуда у префекта Западного округа Юрия Алпатова 17 земельных участков и с десяток домов и квартир? С реконструкцией столичных зданий тоже связано много скандальных историй. Например, компания «Фобос» получила от города контракт на реконструкцию двух старинных зданий (на ул. Климашкина и в Б. Тишинском пер.), которые, кстати, Москомнаследие не внесло в список архитектурных памятников. В обоих случаях дома были повреждены.

Искреннее недоумение вызывает порочная практика городского Департамента финансов давать деньги непонятно кому безо всяких оснований. С какой стати бюджетные средства текли в уставные капиталы Банка Москвы, аэропорта «Внуково», завода им. Лихачёва?

Много чего интересного можно найти в архивах Департамента имущества. Помню, как в 2008 г. он выкинул малых предпринимателей из арендованных ими помещений, чтобы отдать их «Седьмому Континенту». И, наверное, многие задаются вопросом: почему правительство в течение долгих лет одобряло задирание тарифов столичными монополистами МОЭКом и Мосэнергосбытом, и так получающими от города бюджетные средства? В округах злоупотреблений не меньше, особенно по части распределения социального жилья. Например, буквально за руку поймали в 2007 г. Сергея Крупина, главу муниципалитета района Щукино. По личному распоряжению экс-префекта СЗАО Виктора Козлова (подарившего своей жене городские земельные участки) он получил на ул. Авиационной двухкомнатную квартиру, предназначенную очереднику. Прокуратура заставила вернуть городу это жильё, а Крупин уволился… чтобы в 2009 г. стать главой муниципалитета Таганского района.

Отдельная песня - выдача префектурами разрешений на строительство в зелёных зонах. Например, в Тушинском парке уже стоит коттеджный посёлок, сейчас там вовсю возводят малоэтажное жильё. Парк Москворецкий тоже осваивается полным ходом. Московские чиновники настолько привыкли к безнаказанности и круговой поруке, что столичные суды можно завалить уголовными делами.