На следующей неделе комитет по стратегии совета директоров ОАК должен сформировать проект резолюции по самолёту Ту-204СМ. Предварительно в «Объединенной авиастроительной корпорации» под председательством президента ОАК Алексея Федорова в ближайшее время должно состояться совещание.

Планируется обсудить проект соглашения, сформированного и направленного в ОАК лизинговой компанией «Ильюшин Финанс и Ко.» по приобретению 44 самолетов Ту-204СМ в интересах авиакомпании Red Wings. После этого документ должен быть утвержден советом директоров корпорации, председателем которого является вице-премьер Сергей Иванов.

Руководитель «Ильюшин Финанс Ко.» Александр Рубцов подтвердил факт передачи проекта соглашения о приобретении 44 самолетов. Однако, от дальнейших подробных комментариев отказался. Поясним, что в середине октября г-н Рубцов уже озвучивал возможность заключения такого контракта по Ту-204СМ, добавив, что детали должны быть согласованы до конца года.

Из источников, близких к сделке, удалось выяснить, что ИФК значительно «подвинулась» по цене лайнера. Ранее владелец Red Wings и доли в ИФК Александр Лебедев озвучивал в качестве приемлемой цены сумму в 750 млн. рублей за один самолет, приводя в пример стоимость нового Airbus 320. Сейчас же в проекте соглашения упоминается сумма немногим более миллиарда рублей. Начало поставок – второй квартал 2011 года. Подвижки в цене – своеобразный компромисс. С одной стороны, ИФК отдает отчет, что себестоимость производства высока и как бы идет навстречу ОАК, с другой - предъявляет серьезные требования: гарантии стоимости, ТОиР, надежности вылета, а так же включает в сумму обучение летного состава и тренажер для Ту-204 СМ.

Информация о том, что ЗАО «Национальная Резервная Корпорация» (НРК), подконтрольная Александру Лебедеву и владеющая авиакомпанией Red Wings, намерена приобрести Ту-204СМ содержалась в письме бизнесмена, направленном премьер–министру Владимиру Путину в сентябре. Взамен Лебедев просил выполнить обещание, данное правительством и выкупить через ВЭБ долю в «Ильюшин Финанс и Ко.». В случае исполнения этих обязательств, уточнял бизнесмен, авиапром получит стартового заказчика на Ту-204СМ, а Правительство России удастся избежать социального взрыва, который может произойти из-за закрытия (приостановки) ульяновского авиазавода «Авиастар». В этой связи не лишним будет упомянуть, что в проекте соглашения, в качестве источника финансирования, упоминается структура ВЭБа. Это дает основания предположить, что государство может вернуться к рассмотрению сделки по приобретению доли Лебедева в ИФК.

Такой большой парк самолетов в Red Wings планируют эксплуатировать в рамках новой операционной стратегии, предполагающей значительное расширение деятельности авиакомпании, как в чартерном сегменте рынка гражданских авиаперевозок, так и в сегменте регулярных региональных авиаперевозок. «Мы предложили Южному федеральному округу стать базовым авиаперевозчиком. Разработанная в рамках стратегии схема организации сети маршрутов позволяет создать полноценный хаб в аэропорту «Минеральные Воды», - отмечает Александр Лебедев в своем письме.

Для реализации программы на Сочинском экономическом форуме были проведены консультации с руководством региона, с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном круге Александром Хлопониным, с OAK и производителями ВС о заказе 44 самолетов Ту-204.

Таким образом, у проекта, который находится на грани срыва, может появиться вполне реальный стартовый заказчик. Между тем, «вопрос с портфелем заказов – не единственный. Остро стоит проблема с высокой себестоимостью этих самолетов. До сих пор мы производили самолеты Ту-204 для коммерческих компаний с убытками для себя, - рассказывает президент ОАК Алексей Федоров. - С целью оптимизации стоимости выпуска Ту-204СМ мы создали рабочую группу ( из представителей производителей - корпорации «Иркут» и «Авиастара», разработчиков – КБ «Туполева», лизинговой структуры - «Ильюшин Финанс Ко.») для анализа общерыночной ситуации, возможностей безубыточного производства. Могу сказать, что это взаимодействие имеет положительные результаты - производители согласились на дисконтирование, чтобы сделать проект экономически привлекательным».

По некоторым данным, дисконт получился несколько ниже того, что ожидало получить ИФК, примерно на 10%, и в любом случае рентабельность программы будет отрицательной. Так, ранее озвучивалось, что самолет обходится производителю в примерно 1,5 млрд. рублей. С полученным дисконтом цена составит – 1,35 млрд. А цена, предложенная покупателем - чуть более 1 млрд., то есть убыток с каждого лайнера составит порядка 300 млн. рублей. При этом, государство должно будет заплатить за обучение, тренажер и предоставить определенные гарантии, которые при несоблюдении обязательств повлекут дополнительные выплаты. Есть информация, что президент корпорации «Иркут» Олег Демченко, изучив экономику этого проекта, подписал некий документ, в котором рекомендовано программу закрыть. Однако выступающих за сохранение проекта, не смотря ни на какие убытки, не меньше, чем сторонников такого радикального решения. Поэтому дискуссии до сих пор продолжаются.

Особенно они обострились на волне принятия новой Федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России" на ближайшие несколько лет. Известно, что на следующий год на проект Ту-204СМ в бюджете предусмотрено лишь 700 млн. рублей (половина себестоимости производства одного Ту-204СМ), по словам разработчиков, этих денег не хватит даже на НИОКР. Всего на программу уже потрачено порядка 5 млрд. рублей бюджетных денег.

Отрицательная рентабельность – вещь для российского авиапрома обычная, все самолеты производятся с гигантскими убытками. С другой стороны, такой крупный заказ позволит, по мнению Лебедева, расширить серийное производство ВС данного типа, являющегося единственным эксплуатируемым современным российским магистральным самолетом; обеспечить необходимую загрузку производственных мощностей OAK (в т.ч. Ульяновского авиационного завода) и десятков его поставщиков-смежников; гарантировать занятость до 25 000 работников отрасли и предприятий-поставщиков, обеспечив устойчивый доход для десятков тысяч членов семей; сохранить высококвалифицированные кадры, подготовить производство для запуска готовящихся перспективных проектов (например, МС-21). Кроме того, за счет эффекта масштаба производства, уверен Лебедев, снизятся удельные издержки, а значит, существенно повысится конкурентоспособность выпускаемых российских самолетов. «Это вопрос выживания всей отрасли», - резюмирует он.