Александр Лебедев: Сама история с Чичваркиным, даже при всем при том, что сейчас она наполовину happy end, плохая. Она говорит о том, что человека уровня Ричарда Бренсона, который сделал пять тысяч магазинов и создал огромную компанию - можно просто по сфабрикованному делу заколбасить, вышвырнуть за границу, отобрать у него весь бизнес. Куда эта-то история денется? То, что ему сейчас повезло с присяжными – это замечательно…

Ведущий: Бывший совладелец компании "Евросеть" Евгений Чичкаркин сегодня заявил, что думает об открытии своего магазина в Лондоне. Ассортимент он пока не уточняет. Зато так он дает понять, что намерен задержаться в Британии. И это его ответ на предположение, что он может вернуться в Россию после того, как накануне в суде в Москве развалилось дело бывших сотрудников компании "Евросеть", и они были оправданы. Но Чичваркин, еще один фигурант по этому делу, считает, что рано праздновать победу. Почему? Об этом через пару секунд. Многие из тех, кто прошел через нашу систему наказаний, вспоминают, что видели в разных кабинетах на стенах цитату, которую приписывали Дзержинскому: "То, что вы еще на свободе - это не ваша заслуга, а наша недоработка". Постоянно звучат заявления о традиционном обвинительном уклоне в российских судах. И вот дело "Евросеть". Что-то меняется?

Александр Лебедев, предприниматель: Мне с самого начала казалось, что дело сфабриковано от начала до конца. Я неоднократно выступал публично в поддержку Чичваркина. Какие там у них доказательства? Ну смешно. Тем более, что те люди, против которых якобы действовали сотрудники "Евросеть", вообще там заказывали нападения на них, то есть заказные убийства. Ну это вообще чудовищная история. Я уверен, что таким образом у Чичваркина отбирали бизнес.

Сергей Абельцев, член Комитета Государственной думы РФ по безопасности: Им вменяли 210-ю статью, создание преступного сообщества. Для меня это, например, как для юриста и как для члена комитета Государственной думы РФ по безопасности, - для меня это, например, нонсенс. Я думаю, что приговор, по всей видимости, будет обжалован прокуратурой, и в новом рассмотрении мы в общем-то получим окончательные результаты.

Сергей Митрохин, лидер партии "Яблоко": Дело Чичваркина - это вообще-то коммерческий спор. Здесь нет политического заказа. Параллельно идет дело Ходорковского, и мы видим, что там происходит. Поскольку речь идет о коммерческом конфликте, то здесь могут вмешаться в ситуацию совершенно другие методы влияния. И является ли нынешний приговор результатом такого влияния - не политического, а иного, - сегодня никто сказать не может.

Ведущий: В Москве представитель одной из силовых структур наехал на пешехода. Два человека погибли. Но дело закрыли. Был сделан вывод, что водитель не виноват, у него сразу нашли очень редкую болезнь, апноэ, из-за которой он внезапно заснул за рулем. И мы уже привыкли к такой ситуации: система защищает своих и карает тех, на кого указывают прокуроры. Но вот другая картина: оправданы обвиняемые по делу "Евросети". Это просто заслуга присяжных или нечто большее?

Александр Лебедев: Конечно, пока делать из этого какой-то глобальный вывод, что у нас басманное правосудие перестало существовать... Давайте дождемся. Вот если оправдательный приговор по Ходорковскому будет вынесен, ну тогда может быть.

Генрих Падва, адвокат: Один оправдательный, и шум уже на весь мир. Хотя это совершенно естественно и нормально. Это настоящий демократический суд. Ну правда, надо сказать, что про него можно сказать, перефразируя Черчилля, что это очень плохой суд, но лучший из того, что есть.

Сергей Аксенов, национал-большевик, бывший осужденный: На мой взгляд, обязательно надо расширять и пропагандировать институт присяжных. Присяжные оправдали подсудимых. И несмотря на мой взгляд, я изучал это дело, и на мой взгляд, какие-то там факты были, может быть. Но присяжные судили, что называется, по справедливости. То есть к ним апеллируют люди тогда, когда дело особенное. Когда человеческое понимание справедливости очень важно. Может быть, это более важно, чем ныне действующий закон.

Сергей Митрохин: Пока у нас будет эта вертикаль власти вместо разделения властей, все суды будут подконтрольны чиновникам, а судьи будут выносить приговоры исключительно в интересах чиновников.

Ведущий: Итак, суд присяжных оправдал сотрудников "Евросети", но у Евгения Чичваркина сохраняются опасения. Те, кто отнимал у него бизнес, по-прежнему генералы. Так что это было? Восстановилось правосудие, или произошел сбой в программе?

Дмитрий Потапенко, ресторатор, управляющий партнер консалтинговой компании: Да, абсолютно это единичный случай. Причем более того, поскольку я немножко знаю закулисье этого дела, практически случайный. Ничего не будет с генералами, я вас уверяю. Они будут по-прежнему работать, у них все будет по-прежнему прекрасно, они будут получать повышение по службе и ждать следующего Чичваркина.

Сергей Митрохин: Карательное правосудие у нас по той причине, что суды зависимы. Они зависят либо от власти, либо от денег. От власти они зависят потому, что судьи чувствуют себя беззащитными. Они понимают: если они пойдут против власти, никто их не защитит. И прежде всего тот самый закон, который они обязаны исполнять.

Александр Лебедев: Сама история с Чичваркиным, даже при всем при том, что сейчас наполовину happy end, сама история плохая. Она говорит, что человек уровня Ричарда Бренсона, который сделал пять тысяч магазинов и создал огромную компанию, - его можно просто по сфабрикованному делу заколбасить, вышвырнуть за границу, отобрать у него весь бизнес. Куда эта-то история денется? То, что ему сейчас повезло с присяжными, ну да, замечательно.

Ведущий: Исход дела компании "Евросеть" породил массу предположений о том, что происходит в нашем судопроизводстве. А приближается решение по еще более резонансному делу. На процессе Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. И как вы уже слышали, многие считают, что этот приговор позволит понять, как меняется наша судебная система. И меняется ли она. Историю с Ходорковским уже осветили книги и научные исследования. Эту тему осветили многочисленные клипы в интернете и даже известные барды. Юлий Ким, "Письмо Михаила Борисовича из сибирской тюрьмы". Фрагмент выступления Дорогая любимая родина, Я служил всюду как мог. И не счесть сколько мной тебе отдано, Через свой подоходный налог. Я семью языками владею И на арфе умею играть. Но тебе уж конечно вернее, Как вернее меня применять