Кодекс летчиков гласит: на борту нет важнее человека, чем командир воздушного судна, он же КВС.

А еще настоящему летчику должно быть все равно, кто у него за спиной в салоне самолета: королева, президент или обычный человек, – он выполнит свою работу одинаково четко и качественно, соблюдая все многочисленные регламенты. Но все это не относится к безопасности полетов. Ведь жизнь и здоровье президента, премьер-министра или рядового министра у нас ценится куда выше, чем жизнь и здоровье любого из клиентов "Аэрофлота", "Сибири", "Трансаэро" и многих других авиакомпаний.

Когда самолеты с президентом или премьер-министром на борту совершают свои так называемые литерные рейсы, все прочие самолеты гражданской авиации замирают на земле или зависают в воздухе – этого требует ФСО или еще какой-нибудь мрачный орган.

Те, кто часто летает во "Внуково", наверняка замечали, что иногда самолет совершит не один круг почета над столицей, прежде чем совершит посадку. Знайте: это Путин или Медведев летят по архиважным делам, "Внуково", прежде всего, – их аэропорт, а потом уже – ваш. Если вы посещали, скажем, Международный экономический форум в Петербурге, куда разом слетается огромное количество важный гостей, то, несомненно, часок-другой ждали, когда ваш самолет вылетит, наконец, из "Пулково". Это вместо вас отправляют разнообразные правительственные организации. А что бывает в тех аэропортах, где ждут американского президента, и вовсе страшно подумать.

Повышенные требования предъявляются и к самим самолетам, принимающим на своих бортах первых лиц российского государства: для начала, они должны быть сугубо отечественные. Ведь ФСО или другой мрачный орган опасается атаки проклятых врагов на наших с вами президента и премьер-министра или слежки за ними. И запрещает главным начальникам летать на самолетах иностранного производства. Нам с вами в этом смысле повезло: ведь у нас есть Отечественный авиапром. То есть проклятые враги не смогут достать наших президента и премьер-министра, когда они в воздухе и совершают свой полет по делам государственной важности. Бедные ФСО или аналоги мрачных органов безопасности тех стран, что не смогли обзавестись Отечественным авиапромом: ведь наверняка же отправляют "Эрбасы" и "Боинги" со своими президентами и премьер-министрами на борту, как в последний путь.

И вот незадача: наш Отечественный авиапром, с гордостью принимающий на борт своих, пожалуй, единственных постоянных пассажиров, попал в страшную переделку и пребывает в ней последние дни. Что с ним дальше будет, одному богу известно. Оказывается – как будто бы это выяснилось только сейчас! – самолеты российского производства комплектуются деталями "недостаточной надежности". И даже – какое кощунство! – злокозненные авиапромышленники их устанавливают на борта, предназначенные для перевозки первых лиц государства. После истории с неисправностью тормозной системы президентского Ил-96-300, отшумевшей на всю страну года четыре назад, под раздачу попал Ту-214 производства Казанского авиазавода. Там оказалась бракованной система развлечения на борту. Правда, это не единственное замечание Управделами к самолету, полный список которых нам с вами не разглашается.

И вот по этому поводу предприятия Отечественного авиапрома в последние дни посещают прокурорские работники. Были они в "Объединенной авиастроительной корпорации", на Казанском авиазаводе. А вчера они явились в лизинговую компанию "Ильюшин Финанс Ко", которая вообще-то занимается Ил-96-300 и к Ту-214 никакого отношения не имеет. Не имело к ней претензий и Управделами президента. Но это, видимо, в профилактических целях – со дня на день планируется подписание с Управделами договора на два Ил-96-300. Чтоб не вздумали ставить на эти самолеты неисправную систему развлечений или еще как-нибудь напакостить нашим с вами президенту и премьеру.

А то, что все это – давно известная проблема, что один из крупнейших эксплуатантов продукции Отечественного авиапрома – компания Red Wings бизнесмена Александра Лебедева – намучилась с разного рода неполадками Ту-204, то, что "Аэрофлот" с "Трансаэро" хоть и обязаны заказывать российские самолеты, но стараются избегать их эксплуатации, никого почему-то так до сих пор и не взволновало.

Ответ на этот незаданный вопрос напрашивается сам собой: "Аэрофлот" с "Трансаэро" возят обычных людей, а Специальный летный отряд управделами – специальных. Но вообще-то, строго говоря, нашим властителям давно следовало бы как следует разозлиться на Отечественный авиапром и сказать: "Послушай, уважаемый! Мы постоянно даем тебе денег, всячески оберегаем с помощью [драконовских для авиакомпаний заградительных] пошлин, заставляем [нуждающихся в срочном обновлении флота] перевозчиков покупать твою продукцию! Ну вот какого черта ты не можешь сделать нормальный самолет?! Ау! Это я, твой акционер!". И вот самое печальное, что, похоже, именно в этом-то и кроется причина всех этих бед, коснувшихся, наконец, не только обычных перевозчиков, но и самых что ни на есть специальных.

Разные руководители авиакомпаний, которых я спрашивала о том, чем же им не нравится-то Отечественный авиапром и почему ж они не хотят его поддержать, слившись в одном порыве с чиновниками, говорили мне не только про топливную неэффективность и поломки. Они говорили: "Авиазаводы просто не хотят (или уже не могут?) слышать нас! Мы им говорим: чтобы мы смогли исполнить не только патриотический долг, но и коммерчески выгодный полет, нам нужны вот такие и такие самолеты. На что авиастроители отвечают: нет-нет, вы ничего не понимаете в авиастроении, мы сделаем вам вот такой вот самолет, а вы уж придумайте, как зарабатывать на нем деньги". Да и не только мне такое рассказывают. И почему же авиакомпании и промышленность, зависящие друг от друга, никак не могут договориться? А потому, что они живут не в рынке.

На днях европейский авиастроительный гигант Airbus объявил, что приступает к разработке ремоторизированной версии самого популярного своего самолета А320, которая будет называться А320neo. Я бы, может, не обратила бы на это пристального внимания, если бы не разговор с конкурирующей "конторой" – американским Boeing, – где мне рассказали, что думают по поводу ремоторизированного А320. Это, дескать, их ответ на наш Boeing 737 NG, который... Ну, в общем, не суть. Просто в тот момент я испытала прилив уважения к Airbus и Boeing: из года в год они насмерть бьются не с заказчиками, а между собой на тендерах, за каждый контракт. Жесточайшая конкуренция также заставляет их постоянно дорабатывать, усовершенствовать свой продукт. А ведь казалось бы можно же успокоиться: А320 и Boeing 737 – и без того самые популярные самолеты в мире и их все равно будут покупать, они незаменимы на средних линиях.

Но где был бы сейчас Boeing, не будь у него то чуть позади, то на полкорпуса впереди Airbus, и где был бы Airbus без своего Boeing? Застряли бы где-нибудь в на рубеже 70–80-х годов, в лучшем случае – 90-х, где топчется ныне наш с вами Отечественный авиапром. И не было бы суперэффективных двигателей, позволяющих авиакомпаниям экономить на топливе. Ни к чему были бы композитные материалы, "облегчающие" самолеты. Авиакомпании плакали бы, конечно, но покупали то, что дают, и на том говорили бы "спасибо". И наш Отечественный авиапром бы их так не боялся. Последний, не выпущенный вовремя в рынок, – вроде ребенка, которого ограждали от болезней и не водили в детский сад. И когда он, живший в тепличных домашних условиях, оказывается в школе, то наверняка переболеет всем, чем можно, пропустит половину занятий и скатится на "тройки". Иммунитет к вирусам ведь не выработался.

Недавно Отечественному авиапрому вроде бы все же поставили "прививку": благодаря белорусам и казахам, вступившим в один таможенный союз с нами, но уже привыкшим покупать "Эрбасы" и "Боинги", обнулили пошлины на самолеты средней размерности. То есть вожделенные А320 и Boeing 737. Это та ниша, которую, как российские авиакомпании ни бились, стойко защищало правительство в интересах своего дорогого дитяти. Перевозчики могут выдохнуть и, наконец, на равных со всеми нормальными мировыми авиакомпаниями обновить и пополнить свой флот. Теперь, когда одна из двух опор, на которой держалась поддержка Отечественного авиапрома выбита, он, может, снизойдет до потребностей заказчиков. Ведь есть же опасность, что после того, как недовольство его продукцией высказало Управделами, обычных перевозчиков, наконец, перестанут заставлять поддерживать своего производителя. А то и вовсе заставят конкурировать с Airbus и Boeing. Но пора бы уже честно признаться: это именно то, что доктор прописал, туда ему и дорога, если хочет выжить – вон из теплицы, в рынок.