Напомним, что еще в бытность Лужкова тогда еще депутат Госдумы Александр Лебедев направил в прокуратуру города Москвы запрос о неэффективности расходования бюджетных средств при создании и последующей деятельности ОАО "Московские монорельсовые дороги", возглавляемый Гаевым.

Бесполезный монорельс

По его мнению, у Прокуратуры г. Москвы имеются все необходимые по закону основания для предъявления исковых требований к должностным лицам Правительства Москвы, ответственным за принятие решения при создании и последующей деятельности ОАО "Московские монорельсовые дороги".

ОАО "Московские монорельсовые дороги" было создано Постановлением Правительства Москвы №108 от 16.02.1999 г. Первоначально планировалось, что монорельсовые дороги будут проложены от метро "Новогиреево" до Николо-Архангельского кладбища, от метро "Выхино" - в жилой район Жулебино, а также из Крылатского до Красной Пресни с заходом в ту пору еще проектировавшийся бизнес-центр "Москва-Сити". Однако от всех этих маршрутов было принято решение отказаться.

Правительство Москвы остановилось на маршруте с первоначальным названием "Тимирязевская" - "Ботанический сад". Первоначально в основу строительства был положен проект швейцарской фирмы Intamin Transportation Ltd.

Однако во время строительства монорельса возникшие, по мнению специалистов из-за того, что выбор зарубежной системы был произведен без достаточного технического анализа особенностей ее эксплуатации.

Как утверждается в запросе депутата Государственной Думы Александра Лебедева: "В разработке монорельса не было преемственности. Монорельс создавался в отрыве от существующей технологической базы отечественного транспортного машиностроения и эксплуатационной базы муниципального транспорта". В результате расходы на строительство и эксплуатацию монорельсовой дороги росли.

Как сказано в депутатском запросе Александра Лебедева, строительство достигло суммы, равной $50 млн. за километр трассы, вместо $4-7 млн., декларированных швейцарской фирмой Intamin Transportation Ltd. изначально. За $220 млн., затраченных на постройку ветки монорельса можно было бы провести метро в крупный спальный район, в котором проблема общественного транспорта действительно стоит крайне остро, либо закончить реализацию уже начатых проектов (для сравнения: стоимость строительства только одного перегона метро (3 км) с одной станцией может составить $180 млн.).

20 ноября 2004 г. монорельс принял первых пассажиров, начав работу в "экскурсионном режиме". При этом тариф на проезд был установлен в размере 50 рублей, что значительно выше цены на другие виды рельсового электротранспорта в различных городах России.

При этом по признанию начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева Московская монорельсовая транспортная система никогда не окупится. "Итоги создания и начала эксплуатации первой линии Московской монорельсовой траспортной системы (ММТС) повлекли за собой компрометацию идей городского монорельса как такового в глазах российской общественности.

От сооружения монорельса в других городах Российской Федерации на данный момент фактически отказались", - делает вывод депутат Госдумы.

По мнению депутата Государственной Думы Александра Лебедева, в сложившейся ситуации у Прокуратуры г. Москвы имеются все необходимые по закону основания для предъявления исковых требований к должностным лицам Правительства Москвы, ответственным за принятие решения по неэффективному расходованию бюджетных средств г. Москвы, связанному с учреждением и последующей деятельностью ОАО "Московские монорельсовые дороги".