Немногим более года назад в Ульяновской области был создан авиационный кластер, объединивший в себе все предприятия и организации региона, имеющие отношение к авиастроительной отрасли.

Вчера, на заседании Наблюдательного Совета консорциума "Ульяновск-Авиа", подводились итоги работы в уходящем году и строились планы на перспективу. Среди них – продажа "тушек" авиакомпании Red Wings, начало серийного выпуска самолетов Ил-476, реконструкция аэровокзала "Ульяновск", проведение международного авиатранспортного форума, создание собственной авиакомпании.

"Есть успехи, есть вопросы, есть проблемы, – рассказывает зампредседателя правительства Ульяновской области Вильдан Зиннуров. – Удалось вовлечь в кооперацию с "Авиастаром" высшие учебные учреждения, предприятия, которые изготавливают оснастку и штампуют шаблоны. В этом году "Авиастар" получил достаточно много заказов. На выходе – самолет Ту-204СМ, готовится Ил-476, подписан госконтракт на модернизацию "Русланов". Почти все, что мы планировали в этом году, реализовано. Стоит также отметить, что началось проектирование завода "Аэрокомпозит", ведутся работы по размещению цеха по конвертации самолетов компании Airbus . Проработан целый ряд вопросов по подготовке кадров, созданию совместно с оксфордской академией международного центра подготовки пилотов.

В следующем году мы должны запустить серийное производство Ту-204СМ и выпустить в небо первый самолет Ил-476, отремонтировать аэропорт "Ульяновск Центральный". Год обещает быть особенным – хотя бы потому, что в апреле мы впервые проведем в Ульяновске международный авиатранспортный форум".

Еще раз о "тушках"

Крупный заказ на 44 самолета Ту- 204 СМ все-таки будет, уверяют на "Авиастаре". И закупит эти лайнеры авиакомпания Red Wings . Разницу в цене – порядка 300 млн руб. на каждый самолет – возместит государство.

История проекта Ту- 204 СМ – особенная. На заводе уже давно стоят три таких лайнера и еще два находятся в высокой степени готовности. Поначалу предполагалось, что эти первые пять самолетов доставят в Иран в 2011-2012 гг., но контракт не был реализован по причине внешнеполитических разногласий Ирана с Америкой. Затем заказ на эти машины сделала московская авиакомпания "Атлант-Союз": прибывший в Ульяновск экс-мэр Москвы Юрий Лужков заявил о покупке 15 лайнеров. Однако слова остались словами, и до реальной покупки дело так и не дошло.

Новую надежду заводу дал глава Национальной резервной корпорации Александр Лебедев, который несколько месяцев назад заявил о желании купить для своей авиакомпании Red Wings 44 "тушки". При этом, как и все другие потенциальные покупатели, потребовал значительного снижения цены. Именно завышенная стоимость лайнеров стала причиной того, что судьба проекта до сих пор не совсем ясна.

Однако, по словам гендиректора "Авиастара" Сергея Дементьева, правительство РФ решит вопрос до конца года. В одном он уверен – проект Ту- 204 СМ не закроется.

"Сейчас контракт отрабатывается на уровне Минпромторга, – говорит г-н Дементьев. – Окончательно сформирована себестоимость проекта – она по-прежнему выше, чем рыночная цена. Рассматриваются два варианта решения ценового вопроса: либо субсидирование авиакомпании, которая купит самолеты, либо дотирование предприятия из госбюджета. Я думаю, в ближайшее время правительство РФ во главе с Владимиром Путиным этот вопрос решит. Для нашего завода, конечно, предпочтительнее первый вариант: я бы не хотел, чтобы мы сдавали самолет в убыток себе, а потом ждали дотаций".

Так или иначе, уже в конце декабря состоится первый полет Ту-204СМ, а через год начнется поставка самолетов авиакомпании Red Wings.

Серийное производство Ил-476 начнется в 2011 г .

Параллельно с "тушками" завод продолжит работу и над другими своими проектами. Главный из них – Ил 476. К 2016 г . самолет станет основной машиной, производимой на "Авиастаре".

"Сейчас готовится оснащение под выпуск трех самолетов в год, – отметил и.о. директора ОГУ "Развитие авиационного кластера Ульяновской области" Юрий Сарычев. – Но уже сейчас руководством корпорации "Иркут" поставлена задача – с 2013 г . производить до 10 машин в год. Вместе с коммерческими заказами программа Ил-476 оценивается примерно в 100 самолетов до 2020 г .". К слову, летный образец этого лайнера появится уже в ближайшее время, а с января предприятие запускает Ил-476 в серийное производство.

Что касается самолета Ан-124 "Руслан", то в настоящее время на заводе стоят три таких самолета. А в проекте программы госвооружений четко прописано – "Авиастар" должен восстановить летную годность 20 машин. Приятным сюрпризом для областных властей стала новость о включении самолетов Ан-70 в программу госвооружений. Эти лайнеры, по словам Вильдана Зиннурова, тоже будут производиться на "Авиастаре".

Продвигается работа и по размещению производства композиционных материалов. "В настоящее время ведется проектирование нового завода, – пояснил Юрий Сарычев. – Начало строительных работ запланировано на 3-й квартал 2011 г . Мощность предприятия рассчитана на производство 30, 70 или 100 комплектов черных крыльев в год – в зависимости от производственной программы. Объем инвестиций в течение 4 лет составит более $250 млн. При выходе на полную производственную мощность будет создано не менее 600 новых рабочих мест".

Готовится площадка и для конвертации самолетов А320 и А321 – из пассажирской версии в грузовую. Пока эта площадка располагается на территории самого "Авиастара". Впоследствии же планируется осуществлять конвертацию на территории ПОЭЗ. Финансирование проекта должно начаться в 2011 г ., а сама конвертация – в 2012 г ., в том же году будет изготовлен первый летный образец.

Стоит отметить и проекты в сфере региональной авиации. Предполагается, что в 2011 г . на территории ПОЭЗ начнется строительство завода по производству турбовинтовых воздушных судов DHC-6 Twin Otter Series 400 компании Viking Air Ltd. Выпуск первого такого самолета намечен на 2012 г . Начнется реализация и другого инвестиционного проекта – размещение производства турбовинтового воздушного судна чешской компании Evektor .

Правительство Ульяновской области создаст собственную авиакомпанию

С целью удовлетворения возрастающего спроса на авиаперевозки планируется создать в Ульяновске собственную авиакомпанию. По предварительной информации, она будет организована на базе аэропорта "Ульяновск".

"Проект дорогостоящий, – отметил Юрий Сарычев, – только в первый год его реализации потребуется 450 млн руб. Выход на безубыточность возможен не ранее, чем через 7-10 лет. В настоящее время создана группа для решения вопросов, связанных с реализацией этого проекта. Министерство промышленности и транспорта регулярно проводит встречи с представителями других авиакомпаний и обсуждает с ними возможность создания собственной компании, которая занималась бы перевозкой пассажиров. Уже сейчас заинтересованность проявило руководство ульяновского филиала авиакомпании "Водга-Днепр".

Кстати, аэровокзал "Ульяновск" в 2011 г . все-таки будет полностью отремонтирован. Об этом на заседании Наблюдательного Совета заявил губернатор Сергей Морозов.

В 2010 г . на разработку проектно-сметной документации на реконструкцию аэровокзала из областного бюджета Ульяновской области было выделено 7,1 млн руб. По состоянию на сегодняшний день выполнены топографо-геодезические инженерные работы, разрабатывается проектно-сметная документация. После этого будет разработана рекомендация по благоустройству прилегающей территории. Общая стоимость разработок – 4,6 млн руб. "В 2011 г . в областном бюджете Ульяновской области предусмотрено 20 млн руб. на проведение работ по реконструкции фасада здания и помещений. И это еще не все: на весь капитальный ремонт уйдет не менее 100 млн руб. Перед нами стоит задача – к сентябрю 2011 г . полностью отремонтировать аэропорт".

Отдельно стоит сказать и о другом ульяновском аэропорте – "Восточном". В ближайшее время областные власти планируют создать на его базе транспортно-логистический комплекс. "Этот проект предусматривает в Ульяновске создание современной транспортно-логистической инфраструктуры для обеспечения внутренних и международных грузовых перевозок, – рассказывает Юрий Сарычев. – Проект будет реализовываться в три этапа. На первом этапе, в начале 2011 г ., будет создан грузовой терминал, объем обрабатываемых грузов 15 тыс. тонн в год. Второй этап – это реконструкция и расширение грузового терминала. Объем обрабатываемых грузов превысит 30 тыс. тонн в год. Ввод в эксплуатацию запланирован на 3-й квартал 2011 г . И, наконец, третий этап – это создание транспортно-логистического комплекса в составе ПОЭЗ. Объем обрабатываемых грузов – 95 тыс. тонн в год. Ввод в эксплуатацию намечен на 1-й квартал 2013 г . Общий объем инвестиций составит 750-800 млн руб.".

В апреле Ульяновск примет международный авиафорум

Следующий год для ульяновских авиастроителей будет особенным, уверяют областные власти: в апреле в Ульяновске впервые проведут международный авиатранспортный форум (МАТФ-2011). "Он пройдет на самом высоком уровне, – обещает исполнительный директор ульяновской дирекции по подготовке к проведению МАТФ-2011 Евгений Аронзон, – и будет отвечать тем целям и задачам, которые ставит перед организаторами руководство области: привлечь инвестиции в регион, повысить транспортную подвижность населения, продвинуть проекты авиапрома".

В рамках форума планируется провести пленарное заседание с участием разных стран, круглые столы, деловые встречи. В одном из ангаров аэропорта "Восточный" будет организована авиавыставка. К этой выставке уже проявили интерес правительство Германии, Торгово-промышленная палата Франции, компания "Вертолеты Сикорского", запорожский завод "Прогресс". Развлекательные мероприятия пройдут как на территории аэропорта, так и в городе: это традиционный праздничный концерт, выступление пилотажных групп, фейерверк.