Первый опытный Ту-204СМ с пермскими двигателями ПС-90А все же может подняться в воздух до конца 2010 года. Как сообщает aviaport.ru, самолет находится на заводском аэродроме ульяновского "Авиастар-СП" и на нем уже более месяца ведется круглосуточная работа по отработке систем и подготовке к первому полету.

Сейчас в Ульяновске в производстве окончательной сборки стоят три Ту-204СМ и еще два находятся в высокой степени готовности. Предполагалось, что эти первые пять Ту-204СМ будут поставлены Ирану в 2011-2012 годах, но реализации контракта воспротивилась американская компания Pratt & Whitney, партнер "Авиадвигателя" по созданию ПС-90А2. Затем в качестве стартового получателя машины стали считать принадлежащую правительству Москвы авиакомпанию "Атлант-Союз". Однако отставка Юрия Лужкова неизбежно приведет к перестановкам и в руководстве авиакомпании, так что до принятия решения по формированию авиапарка дело дойдет не скоро. Сейчас в активе у программы Ту-204СМ остаются только перспективные сделки с Red Wings и Сирией.

Напомним, что Ту-204СМ является последней попыткой продлить жизнь базовому Ту-204, разработанному еще в конце 80-х годов прошлого века и предназначенному стать самым массовым самолетом на просторах бывшего СССР. Но в силу известных экономических причин самолет не смог конкурировать с подержанной западной авиатехникой. Сейчас в эксплуатации находятся всего 46 различных модификаций Ту-204 (16 на хранении), в основном с пермскими двигателями на крыле. Собственно, самолёты семейства Ту-204 планировалось снять с производства уже к концу 2015 года, заменив их самолётами МС-21.

Программа Ту-204СМ стартовала в 2006 году, однако из-за недостатка средств начало работ постоянно откладывалось. Перед конструкторами ставилась задача создать облегченную версию машины, которая смогла бы по технико-экономических характеристикам вплотную приблизиться к Airbus A320 и A321. Сейчас ожидается, что самолет приступит к летным испытаниям в конце этого года, а в 2011 году получит сертификат типа. Однако без ответа остается самый важный вопрос - кто купит последнюю модификацию ТУ-204?

Конечно, прекращение программы Ту-204СМ не означает прекращение производства и ПС-90, устанавливаемого также на Ил-96 и ремоторизированный Ил-76. Однако героические усилия допеть до конца "лебединую песню советского авиастроения" не могут не вызывать сочувствия. К тому же не очень экономичный ТУ-204 хорош в другом - у него настолько совершенный "планер", что, по словам председателя совета директоров ЗАО "Двигатели "Владимир Климов - Мотор Сич" генерал-полковника А. П. Ситнова, "это единственный самолет такого класса в мире, который можно посадить без двигателей".