В конце этой недели Премьер-министр посетит Брюссель, что вы вполне могли бы устало прокомментировать: "Подумаешь". Европейско-российские встречи такого уровня проводятся ежегодно и вскоре перестанут представлять собой значимое событие, даже если во время таких встреч не будет звучать взаимных обвинений. Тем не менее, на этот раз такое высказывание может оказаться не вполне оправданным. Целью России в последние несколько месяцев было ясно дать понять, что страна хотела бы сместить основной акцент отношений с ЕС с раздражительной политической арены на экономическую модернизацию России, для чего в составе делегации Премьер-министра будут присутствовать немало министров и деловых людей, работающих в этом направлении.

Как и всегда, Россия встретится с рядом препятствий инвестирования высоких технологий, в числе которых повторное осуждение богатейшего человека страны, Михаила Ходорковского, что, мягко говоря, подрывает доверие к бизнес климату и правосудию в России. Однако, возможно, основное препятствие так и не будет озвучено. Внешний мир, в особенности Европа, а в пределах Европы - Великобритания, не может найти общий язык с премьер-министром России, Владимиром Путиным.

В нем видят человека жесткого, врага демократии, который связал свою страну ограничениями и стремлениями советского времени; такой имидж усиливает все Западные исторические опасения и подозрения в отношении России. Несмотря на то, что многие люди на Западе видят в Путине чуть ли не диктатора, порабощающего своих свободолюбивых соотечественников, в России к нему относятся совсем по-другому.

На родине ему удалось оставаться популярным на протяжении двух президентских сроков, практически окончившегося срока на должности Премьер-министра, после экономического кризиса, ряда взрывов, нескольких природных и человеческих катастроф, и небольшой, не совсем удачной войны. Не часто встречается такое расхождение во мнениях относительно образа лидера заграницей и на родине.

В чем причина такого расхождения во мнениях? Ответом на данный вопрос могут служить многочисленные ошибочные положения касательно сегодняшней России в лице Владимира Путина, и делятся они на 2 категории: кто он, и чего достиг (или планировал достигнуть) при помощи своей власти?

Среди теней, нависающими над образом Путина в глазах Западных представителей, его карьера в советском КГБ, и последующий недолгий период работы на должности главы постсоветской ФСБ. Все это осталось в прошлом после того, как Борис Ельцин неожиданно передал ему бразды правления в уходящий день 1999 года. Его имя редко упоминается заграницей без упоминания работы в КГБ.

Такое суждение приводит к двум предположениям, ни одно из которых не является действительным для россиян. Первое заключается в том, что сама по себе работа в КГБ уже является отрицательным фактором. В советские времена сотрудники КГБ награждались качествами благородства и ума (в большей степени, чем обычная полиция), организация выдвигала высокие требования к своим служащим. Путин, отчасти вдохновленный фильмами о смелости Джеймса Бонда, а отчасти следуя долгу чести, мечтал о работе в КГБ с детства, но был принят в его ряды не сразу. Будучи выпускником школы, ему было сказано сначала закончить университет (что он и сделал).

Другое предположение заключается в мнении: "Став сотрудником КГБ, навсегда им остаешься" - нужно всегда придерживаться культуры и приоритетов. Путин работал в КГБ на протяжении 16 лет, несколько последних лет провел в Германии. Все это время уровень его назначений не был даже близко к руководящим постам. Да и КГБ не был той элитной организацией, какой он некогда являлся. Тем не менее, будучи закоренелым кадровым офицером, Путин сделал нечто крайне необычное. После падения Берлинской стены, когда о распаде Советского Союза еще не было и речи, он ушел в отставку, решив работать на наиболее прогрессивного лидера, выступающего против политики КГБ, во всей России: мэра Ленинграда (вскоре Санкт-Петербурга), Анатолия Собчака.

Сегодня можно спорить о том, что он поступил так в рамках операции под прикрытием, организованной КГБ, хотя доказательств этому нет. Более реалистично в данной ситуации будет отметить, что скорее Путин был тем человеком, которому нужно было кормить семью, и он понял, что в КГБ для него нет перспективного роста карьеры. Однако он мог прибегнуть к менее радикальным действиям. Выбрав службу у Собчака, Путин занял полностью противоположную позицию.

Ах, да, противники политики Путина говорят, что, став Президентом России, он призвал на службу всех бывших друзей из КГБ и затем превратил постсоветскую Россию в современный КГБ. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Но это тоже не совсем верно. Любому человеку, который прокладывает себе путь к высшему посту без политической опоры, нужны надежные союзники в окружении, такими лицами для Путина стали бывшие сотрудники КГБ. Следует отметить, что когда настало время выбрать приемника, Путин не сделал выбор, безопасный с точки зрения КГБ. Дмитрий Медведев не проходил подготовку в органах безопасности, что не могут утверждать даже его злейшие враги.

Большинство россиян не видят в Путине, прежде всего, бывшего сотрудника КГБ, а те, кто так думают, не видят в этом ничего плохого. Его считают скорее сварливым Президентом, который привнес порядок в тот хаос, который оставил после себя Ельцин, позаботился о том, чтобы люди получали зарплату, и руководил наискорейшим улучшением жизненных стандартов, когда-либо случавшееся в России. Тем не менее, россияне сегодня циничны, лишь немногие будут утверждать, что они находятся в еще более затруднительном положении, нежели в 1992 или даже в 2000 году. «Все дело в экономике, бестолковые», - верное высказывание, когда речь идет о России, как было и в Америке после того, как к власти пришел Билл Клинтон.

Более того, большинство россиян благосклонно к Путину, и не только потому, что они считают его сильным человеком, который не позволяет ни себе, ни России бездельничать, как самонадеянные иностранцы. Россиянам нравится то, что он ведет себя и поступает также как они – иногда резко и опрометчиво. Они пережили совместный опыт: почти 30 лет постоянных перемен и непредсказуемости, на смену которым вместе с Путиным пришло время долгожданной передышки.

Им также нравится его умение произвести эффект – к примеру, его прошлогодняя летняя поездка на желтой Ладе по Дальнему Востоку России; охота на сибирского тигра, верховая езда в пустыне, спасение полярного медведя. Его представления о многих вещах совпадают с народными. Такой подход может сработать: исполнение Blueberry Hill в переполненном знаменитостями зале было бы перегибанием палки, даже в благотворительных целях. Но Путин – мальчик скромного воспитания, чей старший брат погиб во время осады Ленинграда, который вырос в коммунальной (общей) квартире, освоил дзюдо, чтобы противодействовать школьным хулиганам – прожил жизнь, которая задела за живое его соотечественников. Как и они, он был продуктом великих перемен, который сумел выжить.

И все же противники Путина, понимая, что на становление его личности повлиял переходный период в истории России, все же осуждают то, как он, по их мнению, использует свою власть. Послужной список длинный, и хотя далеко не все противники политики Путина подпишутся под каждым обвинением, резюмируем: по их словам, Путин умудрился разжечь конфликт с Чечней, затем вел беспощадную войну, сначала чтобы выиграть президентские выборы в 2001 году, а затем чтобы показать России, кто главный. Он отказался от демократии и прав человека, которые ввел Ельцин, закрывая независимые телеканалы, запрещая деятельность многочисленных негосударственных организаций, санкционируя убийство журналистов-критиков (Анна Политковская, к примеру), объявляя вне закона многие демократические демонстрации. Он – деспот, намерен построить структуру власти, известную как «вертикаль» или пирамида, которая будет централизовать всю власть в его руках. С этой же целью он отменил прямые выборы губернаторов.

Он не терпит оппозиции его личной власти, вот почему олигарх и глава ЮКОС, Михаил Ходорковский, оказался в тюрьме. Он уполномочил преследования и убийства врагов за рубежом (ярким примером является отравление полонием в Лондоне Александра Литвиненко). Его великой целью было восстановить советскую империю - отсюда регулярные газовые войны с Украиной и в 2009 году война с Грузией, которые велись с целью усиления особой зоны влияния. В общем, он - советский лидер по духу, который больше всего хотел вернуться к "холодной войне".

Теперь сразу же необходимо отметить, что преобладающие Западные взгляды на многие из этих действий и преобладающие российские точки зрения совершенно различны. Многие россияне рассматривают подавление чеченцев, желающим приобрести статус государства и избавиться от имперского врага, как опасную ситуацию, которая может быть разрешена только внутри России. Олигархи, особенно еврейские (крайне многочисленные) вызывают крайнюю неприязнь в России, и Путину незачем создавать им такой имидж. Мысль о том, что Ходорковский будет участвовать в выборах наравне с Путиным, не важно при каких свободных и справедливых условиях, просто смешна. То же самое относится к и неутомимой оппозиционной кампании бывшего шахматиста, Гарри Каспарова. В то время как многие на Западе считали, что в России царит славная эра свободы при Ельцине, многие россияне проходили через материальный хаос в стране, претерпевающей унижения из-за своего пьяного лидера. После этого, в Путине видели того, кто восстановит не только порядок, но и национальное достоинство.

Также большинство россиян не видят другую сторону конфликта с Украиной или войны с Грузией. Нравится нам это или нет – многим иностранцам не нравится – у России было оправдание в обоих случаях. Украина отказалась выплатить положенную сумму, а Грузия напала на анклав, поддерживаемый Россией, Южную Осетию. Постсоветское российское государство лишь сейчас начинает понимать, что менее неуклюжий подход мог бы привести к желаемому результату с меньшими потерями, как для бюджета, так и для репутации. Путина же хвалили за то, что он выступил в защиту жизненных интересов страны.

В других отношениях защита Путина сложнее. Это отчасти связано с тем, что существуют истинные разногласия касательно прав человека, и усугубляющее сознание России того, что многие иностранцы придерживаются двойных стандартов. Частично также и потому, что, например, за убийства журналистов и политических противников прямая вина ложиться не на президента, но ответственность за создание определенной атмосферы вседозволенности, конечно же, является его виной.

Однако обвинение в том, что Путин является антидемократической и властолюбивый персоной - для России и для себя - представляет собой особое недоразумение. Рассматривая ситуацию с точки зрения России, Путин не является экспансионистом. В его сравнении распада Советского Союза с "одной из самых крупных геополитических катастроф века" отражено широко распространенное мнение тех россиян, кто помнит время, когда Советский Союз был сверхдержавой. Это не означает, что Путин собирался восстановить советскую империю. Напротив, он подписал договоры о границе с почти каждым соседним государством. Задачей, которую он унаследовал от Ельцина, было призвать некогда советских граждан к тому, чтобы они вновь стали россиянами.

Что касается предположения о том, что Путин жаждет обладать безграничной властью, то это не более чем лишь отчасти успешная попытка создать "вертикальную" структуру власти. Он унаследовал ситуацию, в которой администрация любого вида была фрагментированной. Его усилия по централизации власти были широко истолкованы за рубежом как самовосхваление. Но они отражали не силу государственной власти и президентской в частности, а его слабость.

Любая личная жажда власти также опровергается выбором Путина три года назад. Несмотря на свою огромную популярность, он отклонил предложение Думы (парламента России) о внесении поправок в конституцию, чтобы он мог баллотироваться на третий президентский срок, настаивая на том, что если президент попирает Конституцию, это будет поражением для верховенства закона. Некоторые утверждают, что он продолжает править опосредованно через своего протеже, Медведева, но если и так, то с каждым месяцем власти у него становится все меньше. В теории, он мог баллотироваться на еще один срок на президентских выборах в следующем году, но управленческие функции премьер-министра могут быть ему более интересны.

Так что следует выступить в защиту Путина. Справедливо утверждали, что в отличие от некоторых региональных чиновников у него не было необходимости фальсифицировать выборы, потому что он близок к победе. Но также нужно отметить, что не все россияне чувствуют близость с бывшим президентом, а ныне премьер-министром. Глубокая ненависть присутствует в более разреженных эшелонах интеллигенции, что напоминает мнение некоторых британцев касательно Маргарет Тэтчер. Многие из их опасений совпадают с взглядами скептических иностранцев - по вопросам демократии, свободы и стабильности, но также присутствуют и нотки снобизма.

Они не любят его образ россиянина, расценивая его как плебейский и грубый. Им трудно понять, почему тот, кто, по их мнению, уступает в социальном и интеллектуальном плане, должен представлять их и их страну в мире. Они разделяют мнение тех представителей Запада, которые рассматривают Россию как задиру, страдающую от постимперской ностальгии, и их негативные мнения подкрепляет друг друга.

Таких суждений будет сложнее придерживаться, если Дмитрий Медведев останется на второй срок, что, возможно, случится в следующем году. И если Медведев выиграет на выборах, вероятнее всего будет забыто, что без покровительства Путина, всех блогов, Твиттера, адвокат из благополучной семьи ученых не занял бы этот пост. Постсоветский переходный период будет, наконец, завершен.