Не было еще на территории России такого случая, чтобы бывший депутат Госдумы РФ, да еще и бизнесмен европейского масштаба выдвигался на провинциальных выборах в районную думу в затерявшемся в лесах избирательном округе. И вот нате вам: Александр Лебедев, получавший на выборах мэра Москвы полмиллиона голосов, зарегистрировался на выборах в думу Слободского района Кировской области, где в Ильинском четырехмандатном округе № 5 всего-то четыре тысячи избирателей.

У Александра Евгеньевича 12 конкурентов: учительница, директор школы, две продавщицы магазинов райпо, индивидуальный предприниматель, двое безработных, а также пять представителей местных ООО. Жаль, среди соперников Лебедева нет Юрия Лужкова — на этот раз еще посмотрели бы, кто кого!

Районный центр, город Слободской, знаменит тем, что здесь родился Александр Грин. «Алые паруса» знают все. Добавим, что славу здешних мест поддерживает и «Красный якорь». До такого названия для фанерного комбината романтик Грин ни за что не додумался бы.

Не станем сейчас говорить о бегущей по волнам рынка и барахтающейся в них экономике города Слободского, а что касается Слободского района, то он почти на дне. Район безнадежно дотационный. Своих доходов в бюджете — только 17 процентов. Сидеть в районной думе, перешивать тришкин кафтан и голосовать, к примеру, за «выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных полномочий» Лебедеву вряд ли с руки. А что же он собирается делать?

Бизнесмен уже высказался в печати, что его замысел — поработать в депрессивном регионе. Понятно, для этого не обязательно ехать так далеко и форсировать Вятку. Где-то за Клязьмой, пожалуй, можно было приступать. Но на Вятке у Лебедева — друг-губернатор. Никита Белых, конечно, не старый друг (в 35 лет быть старым другом еще рановато), но все равно он лучше новых двух, которыми в другом регионе еще надо обзавестись. Российский бизнес на стыке с политикой — та сфера, где скорее обзаведешься врагами…

Пять кладбищ и развалившаяся «Россия»

Что же за округ достался Александру Лебедеву? Что за населенные (пока еще) пункты?

Село Карино, основано в четырнадцатом веке. Неудивительно, что у села аж пять кладбищ — четыре мусульманских и одно православное. Живущих не так много, как умерших, но все же их насчитывается около 800 человек. При этом в 10 остальных деревнях Каринского сельского поселения в общей сложности 40 жителей. Все они пожилые, и перспектива этих деревень вполне понятна.

В Карине шутят, что градообразующим предприятием у них является сумасшедший дом. Действительно, тут находится спрятанный от мира психоневрологический интернат, куда свозят из разных районов себе на уме пациентов. Худо-бедно 100 рабочих мест для жителей села интернат обеспечивает. Еще выручают три частные пилорамы, а также бюджетные учреждения: аптека, клуб, почта, ветеринарный участок. Как ни удивительно, в Карине сохраняется средняя школа, где на 11 классов — 15 учителей и 40 учеников (пятого и десятого классов нет совсем). Не исключено, лет через сорок седеющий выпускник каринской школы зайдет на сайт «Одноклассники», никого не найдет и вспомнит, что в классе он был один.

От здешнего колхоза «Россия» остались только развалины ферм. Глава сельского поселения Равиль Митюков показал мне руины здания, в котором когда-то размещались столовая для работников фермы, баня и физиотерапевтический кабинет, куда регулярно приходил врач для осмотра доярок. Равиль Зиннатуллович был агрономом, а потом и главным агрономом «России». Поля, на которых он работал, сейчас зарастают травой и кустарником. Колхоза нет, больше тут не пашут и не сеют, а скотину в свое время раздали в счет долгов. Коровы из частного сектора могут почтить ее минутой мычания.

Продавщица магазина 38-летняя Светлана Казеннова выдвинута кандидатом в районную думу. Как она признается, сама не понимает, для чего. Председатель райпо велел своим продавщицам выдвигаться в думу, вот она и зарегистрировалась. О Лебедеве, фамилию которого я ей показал в списке кандидатов-соперников, она никогда ничего не слышала. При этом шансов у нее явно больше, потому что про Лебедева пока ничего не слышали и здешние избиратели, а свою продавщицу они прекрасно знают. Уже дают ей наказы насчет строительства очистных сооружений: речка Кудяшевка засоряется стоками.

Труба и теплая атмосфера

С кем ни заведи разговор про село Ильинское, сразу рассказывают про котельную. Это достопримечательность здешняя, хоть экскурсии води: «Посмотрите налево, вы видите трубу…» Труба зовет к развитию — мощная котельная, построенная в советские времена, рассчитывалась на большие объемы потребления тепла. Они и потреблялись: тут когда-то был тепличный комбинат, производились овощи, выращивались ягоды. Сейчас ничего не выращивают, а кроме того, по бедности от котельной отключились машинный двор и животноводческий комплекс. Устройство котельной не позволяет кочегарить на половину мощности. Поэтому она вовсю сжигает каменный уголь, который тут получают в долг, снабжает теплом и горячей водой село, а лишние гигакалории щедро выбрасывает в атмосферу. Атмосфера здесь теплая и почти уже дружеская.

Наиболее подробно рассказывал мне о котельной специалист по этой части, бывший работник коммунальной сферы, а ныне безработный Николай Стяжкин. Николай Иванович — ровесник Александра Лебедева и его соперник. В депутаты районной думы подался в порядке самовыдвижения. У него, как и у Равиля Митюкова из села Карино, агрономическое образование, и в прошлом он тоже работал главным агрономом. То же самое он рассказывает и о здешних заброшенных полях:

— Сосенки на них стали расти, скоро грибы собирать будем…

В Ильинском полторы тысячи населения, и около трети, по словам Стяжкина, не могут найти себе дела. Его зять ездит на заработки на Север, а сын вахтовым методом подрабатывает в олимпийском Сочи (талисманом для вахтовиков, надо полагать, являются не мишка или зайка, а орел на оборотной стороне рубля).

О бизнесмене Лебедеве Стяжкин слышал. К возможному участию Александра Евгеньевича в делах района относится доброжелательно. Правда, при этом вспоминает эпизод 90-х годов, когда сельхозпроизводители из Ильинского в числе первых вступили в корпорацию некоего бизнесмена, который взялся за переработку молока и доставку его от фермы до прилавка.

— Помните такого? — спросил он и назвал фамилию.

Я вспомнил. Тот бизнесмен, имя которого носили крупные магазины в Кирове, в 96-м году был застрелен во дворе дома в областном центре в ходе местных выборов (в ту пору предвыборная борьба предусматривала и стрельбу тоже). Убийство и 15 лет спустя не раскрыто. Корпорация сразу же была разорена, а жители Ильинского обожглись на молоке и теперь, возможно, будут дуть на воду.

Октябрьский в марте

В поселок Октябрьский, говорят, надо приезжать летом. Ромашки, букашки, грибы и ягоды, а также множество живописных водоемов заставят даже ярого либерала забыть на время о пресловутой сырьевой экономике страны и о ее политическом болоте. В марте же все под снегом, и самое время поговорить о торфе, который совмещает в себе и сырьевую экономику, и болото, правда, не политическое, а природное.

Как известно, Киров — торфяная столица России, а возле поселка Октябрьский громадные залежи торфа. Здешнее торфодобывающее предприятие успешно работает более полувека и имеет хорошие перспективы, так как правительством Кировской области предусматривается увеличение добычи торфа в 6 раз. При этом было бы неплохо построить в Октябрьском торфобрикетный завод — разговоры о нем ведутся еще с советских времен. Однако на это нет денег, и мало чем поможет программа кандидата в районную думу Андрея Шутова, в которой есть пункт о привлечении инвестиций. Я спросил Андрея Владимировича, 37-летнего инженера-техника предприятия ЖКХ, члена «Единой России», как он намерен привлекать инвестиции. Он искренне ответил, что пока не знает, но надо бы их привлечь.

В Октябрьском 980 избирателей, к числу которых относятся и 45 обитателей так называемого геронтологического отделения, а попросту — дома престарелых. Это учреждение обеспечивает хоть и небольшую (4—5 тысяч), но надежную зарплату медперсоналу, работникам кухни, дворнику, сторожу и даже баянисту, которого держат для развлечения стариков.

А некоторая часть поселкового населения работает на развлечение детей: в здешнем филиале кировской фабрики игрушек шьют платья для кукол — более ста фасонов. Что будут носить куклы нынешней весной? Наверное, сарафаны и легкие платья из ситца.

Глава администрации Октябрьского поселения Елена Тимшина, в отличие от ряда своих коллег, пользуется интернетом. Через день после моего приезда она сообщила мне по телефону, что заинтересовалась Александром Лебедевым и уже знает о нем достаточно много. Пусть, мол, приезжает, мы готовы к разговору.

* * *

Выборы на районном уровне — это совсем не то что на областном или всероссийском. Тут не применяют не только грязные технологии, но и чистые тоже. Никакой агитации не ведется. За неделю до выборов (а они состоятся 13 марта) в населенных пунктах, которые я объехал, мне довелось увидеть на заборе лишь одну листовку. Кандидаты в депутаты печатную продукцию даже не заказывают: дорого, да и незачем — здесь их и так, как говорится, каждая собака знает (особенно хорошо собаки знают кандидата-коммуниста Марса Каримова — Марс Нурислямович в своей программе среди прочего сосредоточился на борьбе с бездомными собаками).

Не проводят кандидаты и встреч с населением в клубах. Зачем? И без того чуть не каждый день встречаются на улице. У кого есть вопрос — получит ответ, пока прикуривает у кандидата.

В этой связи задача Александра Лебедева весьма непроста. Времени остается мало, а ему-то надо встречаться с людьми и быть убедительным. В бесплатный сыр провинция уже не верит. Кому-то кажется, что зато она верит в дешевые пряники. На одной из дорог Слободского района щитовая реклама именно это и предлагает: «Пряники дешево». Но что иной раз проходит в делах кондитерских, вряд ли пройдет в делах избирательных. Дешевых пряников Лебедев предлагать, конечно, не станет, но в любых его обещаниях и планах совместной работы люди будут искать какой-то подвох.

Александр Евгеньевич уже заявил, что не собирается использовать районный мандат как средство перемещения в Совет Федерации, а Никита Белых сказал, что не собирается менять в верхней палате Федерального собрания своего представителя. А раз так, то недоверчивые граждане обязательно спросят: «А что же ему тут нужно? Для чего ему быть районным депутатом?»

Кстати, а не имеет ли депутат Слободской районной думы какую-нибудь денежную приплату? Оказывается, имеет! И если банкир и бизнесмен Александр Лебедев в упорной борьбе завоюет мандат районного депутата, то в соответствии с местным законом ему будет выделяться на депутатскую деятельность 1000 рублей в месяц!

От редакции: мы предложили своему акционеру в случае победы или иного участия в судьбе района вести постоянную рубрику в «Новой», на ее сайте и «Фейсбуке» — «Глобальный мир. Слободской район».