24 мая 2009 года в кабине пилотов самолёта ТУ-204 бортовой № 64046 авиакомпании «Red Wings», следовавшего по маршруту Пермь - Анталия сработала сигнализация о засорении топливных фильтров обоих двигателей. Экипаж принял решение о выполнении вынужденной посадки в аэропорту «Краснодар», которая прошла благополучно.

Менее чем через месяц 18 июня 2009 года произошло аналогичное срабатывание той же сигнализации, теперь уже на самолёте ТУ-204 бортовой № 64047 авиакомпании «Red Wings», выполнявшего полета по маршруту Пермь - Анталия. И на этот раз всё обошлось, посадка в аэропорту «Анталия» прошла благополучно. Оба самолёта были совершенно новые и только поступили в авиакомпанию. Само собой, повторяющиеся события вызвали крайне негативную реакцию руководства Red Wings. Под подозрение попали производители самолётов и двигателей, а также поставщик топлива в аэропорту Пермь. Однако, как позже определили специалисты, в обоих случаях виновником произошедшего был FAME.

В начале марта 2011г. российские СМИ сообщали, что немецкие автолюбители отказываются заправлять свои машины новым бензином Е10 – 95-м бензином с 10% добавкой биотоплива. Среди автомобилистов ходят слухи, что у некоторых автомобилей использование нового приводит к проблемам с двигателем и к другим неприятностям. К тому же, новомодное увлечение уже привело к подорожанию продовольствия во всём мире, так как в некоторых странах уже до 30% урожая отдельных культур перерабатывают не в продукты или корма, а в биотопливо. Согласно новым правилам Евросоюза, до 2013 года страны-участницы ЕС должны обязать производителей топлива подмешивать в бензин 5% биоэтанола. Но, одно дело ремонт двигателя автомобиля или подорожавшие продукты, другое – что будет, если биотопливо попадёт в топливную систему воздушного судна. В небе на обочину не свернуть и эвакуатор не вызвать.

Тогда, в 2009 году к работе комиссии по расследованию авиационных событий со срабатыванием сигнализации о засорении топливных фильтров самолётов Ту-204 были привлечены специалисты ЦС авиаГСМ ГосНИИ ГА. Они отобрали пробы из всех топливных баков. Во всех пробах была обнаружена жидкость, окраска которой варьировалась от красно-бурой до желто-оранжевой. Жидкость скапливалась на дне посуды, то есть имела плотность большую, чем керосин. Между керосином и жидкостью присутствовал слой пены. При взбалтывании жидкость и пена легко перемешивались с керосином и легко выпадали в осадок. Маслянистая жидкость легко налипала на стенки бутылок и с трудом смывалась с них. Аналогичные загрязнения мазеобразного характера рыжего цвета были и на топливных фильтрах. Вскрытия крыльевых топливных баков-кессонов также показали, что в них имеются жидкие и мазеобразные загрязнения.

В результате длительных исследований, которые длились около года, было установлено, что топливные баки самолетов были загрязнены FAME.

FAME - это метиловые эфиры жирных кислот. FAME представляет собой так называемую биодобавку к дизельному топливу. Дизельное топливо, смешанное с FAME, за рубежом носит наименование биодизельного топлива. В настоящее время в большинстве стран разрешено добавлять в дизельное топливо до 5% FAME. Однако государственные программы по внедрению FAME предусматривают увеличение содержания FAME в дизельном топливе до 12%. В Европе и Америке производство FAME осуществляется в рамках концепций и программ разработки биотоплива.

FAME получают преимущественно из растительного масла путем его обработки метиловым спиртом в присутствии щелочи. Для производства FAME подходит любое растительное масло, животные жиры, любые отходы растительного масла типа отработанного масла из фритюрниц системы фастфуда. Номенклатура товарных марок метиловых эфиров жирных кислот неуклонно расширяется. Многие страны (в первую очередь европейские) уже разработали национальные стандарты на биодизельное топливо.

Однако, как замечают эксперты, в силу особенностей технологии производства FAME этот продукт никогда не удается получить в чистом виде. В нем всегда присутствуют метанол, глицерин, жиры, щелочи, мыла, вода, механические примеси. Сам по себе FAME является поверхностно активным веществом и содержит в себе поверхностно активные вещества в виде загрязняющих примесей. В первую очередь, в виде мыл.

Присутствие поверхностно активных веществ, а значит и FAME с его примесями, в авиационном топливе не допускается (ГОСТ 10227-86 Топлива для реактивных двигателей. Технические условия.)

За рубежом случаи попадания FAME в топливные баки воздушных судов стали происходить всё чаще и чаще. Европейские авиакомпании фактически стали заложниками новых правил ЕС, и проблема FAME уже стала для них огромной головной болью. На конференциях IATA проблеме FAME посвящается как минимум 20-30 % докладов. В Европе и Америке уже издано достаточно много директивных и рекомендательных документов по проблеме FAME. Однако, несмотря на очевидное и подтвержденное негативное влияние FAME на безопасность полетов и техническое состояние воздушных судов, прогнозируется усугубление проблемы загрязнения FAME топливных систем летательных аппаратов, обусловленное наращиванием выпуска и расширением сфер применения FAME.

Но как же FAME попадает в топливные баки воздушных судов? Это происходит в силу того, что биодизельное топливо или FAME в чистом виде поставляется теми же транспортными средствами и по тем же трубопроводам, что и авиационный керосин. FAME, как поверхностно активное вещество, обладает повышенной способностью к налипанию на поверхность цистерн и стенок трубопроводов, где затем смешивается с керосином.

Главная опасность FAME в том, что это продукт с коротким жизненным циклом - 3 месяца. После разложения он расслаивается в основном топливе, образуя сгустки плотной каучукоподобной массы. Накапливаясь в ёмкостях для хранения топлива аэропортовых ТЗК или топливных баков ВС такие сгустки попадая в топливопроводы самолётов не только забивают топливные фильтры и топливорегулирующую автоматику, но и приводят к коррозии баков,коммуникаций и оборудования топливопитания, разрушает резинотехнические изделия. Более того, FAME способен вызвать повышенное нагарообразование в камерах сгорания двигателей.

Ну а теперь, пройдя краткий «курс молодого бойца», вернёмся непосредственно к событиям 2009 года с самолётами Ту-204 и ответим на вопрос: как же FAME попал в их топливные баки? Оба рейса следовали из аэропорта Пермь. Но биотопливо – пока чисто заморское увлечение. в Европе, США, Канаде и ряде других стран производство биодизельного топлива осуществляется в рамках государственных программ. Аналогичные программы по выпуску FAME приняты в Белоруссии и на Украине. Неуклонно нарастает объем коммерческих предложений по поставке минизаводов по производству FAME на территории России и правительством уже подготовлены поручения по проектам использования биотоплива. Так, в середине марта 2011г. на IV конференции Российско-Германского сырьевого форума в Омской области немецкие партнёры заявили о готовности инвестировать средства в аграрно-промышленный комплекс региона с глубокой переработкой зерновых. Основная цель – производство биотоплива и добавок к бензинам.

Но это всё пока только проекты. Наши топливопроводы и ёмкости для хранения и транспортировки топлива пока ещё не «заражены» FAME. И импортом авиакеросина наши компании пока не «балуются». А значит вывод один – «заражение» топливных систем обоих Ту-204 произошло при заправке за пределами России. Однако, это малое утешение, тенденции таковы, что в ближайшие годы мы будем вести войну с FAME уже на своей территории.

И в этой «войне» мы фактически безоружны. Экспресс-методы, технологическая оснастка, лабораторное оборудование для оперативного определения наличия FAME в авиационном керосине в России и за рубежом до сих пор не разработаны. А значит, будет поставлена под удар главная задача гражданской авиации - обеспечение безопасности полётов.

P.S. Увы, мы уже несём потери. В 2009 году этими двумя событиями был нанесён непоправимый ущёрб имиджу самолёта Ту-204. Тогда в СМИ активно обсуждался конфликт, возникший на этой почве между руководством авиакомпании «Red Wings» и производителями самолётов и двигателей. Эти события стали последней точкой в судьбе модификации самолёта Ту-204-100 и больше заказов на неё не было. И хотя последующее расследование полностью реабилитировало самолёт, произошло как в известном анекдоте: «ложечки мы нашли, но осадочек-то остался!».