Совет безопасности России соберется в пятницу на заседание в расширенном составе для обсуждения государственной политики в области авиационной деятельности.

Председательствовать на заседании будет президент Дмитрий Медведев, с докладом выступит вице-премьер Сергей Иванов.

Заседание будет направлено на решение задачи сбалансированного развития и рационального использования отечественного авиационного потенциала, сообщил ранее аппарат Совбеза.

Обсуждению ситуации в отрасли предшествовали серьезные кадровые перестановки в руководстве отечественного авиастроительного комплекса. Так, 28 февраля стало известно, что Совет директоров ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" ( ОАК ) утвердил Михаила Погосяна на постпрезидента компании сроком на 5 лет.

М.Погосян являлся исполняющим обязанности главы ОАК, а также возглавляет холдинг "Сухой". М.Погосянсменил на этом посту Алексея Федорова, который ранее подал в отставку из-за критики со стороны президента РФ в связи со слабой работой компании в области НИОКР и инноваций.

В свою очередь, А.Федоров возглавил корпорацию "Иркут", сообщил "Интерфаксу-АВН" в минувший четверг источник в оборонно-промышленном комплексе.

"Президентом корпорации "Иркут" назначен Алексей Федоров, возглавлявший ранее ОАК", - сказал собеседник агентства. Олег Демченко, ранее возглавлявший "Иркут", стал председателем совета директоров корпорации.

Научно-производственная корпорация "Иркут" является одним из ведущих российских авиастроительных предприятий. В ее состав входит Иркутский авиационный завод, Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Бериева и ОКБ им. Яковлева.

Самолеты ХХI века летят на помощь

Приоритетными проектами гражданского авиастроения являются ближнемагистральный SSJ-100 и среднемагистральный МС-21.

Семейство самолетов SSJ-100 будет состоять из трех базовых машин, рассчитанных на перевозку от 75 до 95 человек. Первый летный самолет Sukhoi Superjet 100 был представлен публике 26 сентября 2007 года на заводе в Комсомольске -на-Амуре. Там же 19 мая 2008 года он успешно совершил первый полет. Решение о выдаче сертификата типа Авиарегистра МАК принято 28 января 2011 года.

В настоящее время имеется 170 твердых заказов на SSJ-100, который должен заменить в российских авиакомпаниях Ту-134 и Як-42.

Маркетологи SSJ полагают, что препятствием для реализации самолета в России может стать низкая доля годных для его приема взлетно-посадочных полос - из 328 аэропортов страны SSJ способны принять лишь 56. Между тем, "Аэрофлот " c 15 мая поставил SSJ в расписание полетов на маршруте Москва - Нижний Новгород. Другой заказчик, национальный авиаперевозчик Армении "Армавиа", рассчитывает начать эксплуатацию первого SSJ-100 21 апреля. О намерении закупить SSJ на условиях поставки в 2015 - 2016 годах заявила "Трансаэро".

В 2011 году планируется произвести 14 самолетов SSJ-100, в 2012 году - 25, в дальнейшем предполагается выйти на выпуск 60-70 лайнеров ежегодно. Стоимость организации производства SSJ-100 составила 34 млрд рублей. Из федерального бюджета на эту программу было выделено 16 млрд рублей.

МС-21 - "Магистральный самолет XXI века", - как планируется, заменит в авиапарке устаревший Ту-154. В первый полет МС-21 должен отправиться в 2014 году, а ввод авиалайнера в эксплуатацию намечен на 2016 год. МС-21, по расчетам разработчиков, будет иметь более экономичный (на 25 %) двигатель и более низкую цену ($35 млн против $55 млн за Boeing 737-700 и $70-75 млн за A320), чем его зарубежные аналоги, что позволит МС-21 конкурировать с авиалайнерами западного производства. В 2010 году были законтрактованы 50 самолетов для Малайзии и 50 самолетов для госкорпорации "Ростехнологии".

Производство Ту-204СМ и Ан-148 ОАК относит ко второй стадии в уровне приоритетов. Как заявлял в марте М.Погосян, ОАК должна найти инструменты повышения эффективности этих проектов.

Ту-204СМ является усовершенствованной версией Ту-204. Она была призвана сменить в авиакомпаниях устаревшие Ту-154. С 2011 года планировались первые серийные поставки Ту-204СМ заказчикам. После запуска серийного производства среднемагистрального самолета нового поколения МС-21 выпуск Ту-204СМ планировалось прекратить - после 2020 года. Неожиданные затруднения с реализацией этих планов возникли в 2010 году, с расторжением контракта с основным заказчиком Ту-204СМ,авиакомпанией "Атлант-Союз", из-за чего возникла угроза остановки производства самолета. Для спасения проекта ОАО "Туполев" обратилось к поставщикам с просьбой снизить цены на комплектующие, но не гарантировало им заказ.

Первые летные испытания Ту-204СМ успешно прошли в конце декабря 2010 года. Сертификация самолета будет проведена в течение 2011 года. Планируется, что стартовым заказчиком Ту-204СМ станет авиакомпания Red Wings, контролируемая предпринимателем Александром Лебедевым. На "Авиастаре-СП" до 2016 года планируют изготовить 44 самолета для Red Wings. Правительство решило поддержать программу производства Ту-204, сократив себестоимость производства с 1,5 млрд руб. до 1,07 млрд. руб. Примерное финансирование программы составит $1,8 млрд.

Ан-148 - совместная разработка России и Украины. В первый полет Ан-148 отправился в декабре 2004 года. В 2009 году были изготовлены первые три самолета для ГТК "Россия". Ан-148 Минпромторг намерен продвигать на рынках развивающихся стран, поскольку он не слишком требователен к качеству ВПП. Ан-148 рассматривается в качестве достойного конкурента таким зарубежным аналогам, как бразильский Embraer -175 и канадский Bombardier CRJ 705. В 2011 году планируется изготовить 11 Ан-148. Совокупный портфель заказов на самолеты Ан-148 и Ан-158 (вариант с удлиненным фюзеляжем) составляет 174 самолета.

На чем летаем сегодня

На конец 2009 года в авиапарках РФ насчитывалось около 1,5 тыс. самолетов, из которых только 4% - новые машины отечественного производства. В 2010 году предприятиями авиастроения было сдано 14 самолетов (в том числе семь легких Як-18), в 2009 году - 46 (в том числе 32 Як-18). Из 14 самолетов 2010 года выпуска только семь относятся к магистральным: два Ту-204, один Ту-214 и четыре Ан-148.

Российские авиакомпании в 2010 г. увеличили перевозку пассажиров на 26,2% по сравнению с 2009 г., до 56 млн 945 тыс. человек. Пассажирооборот за этот период вырос на 30,8%, до 147 млрд 109,6 млн пассажиро-километров. Согласно данным Росавиации , пять крупнейших авиакомпаний перевезли 29,5 млн человек, из них "Аэрофлот" - 11,3 млн человек, (+28,9% к 2009 г.), "Трансаэро" - 6,6 млн человек (+32,2%), "Сибирь" - 4,8 млн человек (+5,6%), "ЮТэйр" - 4,4 млн человек (+25,4%) и "Оренбургские авиалинии" - 2,4 млн человек (+49,3%).

В январе-феврале 2011 г . авиакомпании РФ увеличили перевозки пассажиров на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 7,23 млн человек.

Парк самолетов "Аэрофлота" состоит из 101 воздушного судна (ВС), среди них 6 самолетов отечественного производства Ил-96-300. Остальные - это самолеты Airbus семейства A320 и А330, также в парке компании есть 10 самолетов Boeing-767. Парк самолетов "Трансаэро" состоит из 14 Boeing-747, 8 Boeing-777, 12 Boeing-767, 22 Boeing-737, 3 Ту-214. Парк группы "С7" (входят авиакомпания "Сибирь" и авиакомпания "Глобус" состоит из 9 самолетов A320, 19 A319, 1 - A310, двух Boeing-767, 8 Boeing-737. Самолетный парк "ЮТэйр" насчитывает 184 самолета, среди них два Boeing-757, 22 Boeing-737-400/500, 20 Ту-154М, 12 Bombardier CRJ -200, 3 Як-40. Авиакомпания "Оренбургские авиалинии" эксплуатируют 16 Boeing-737, 2 Ту-154М и 1 Ту-204.