Виталий Юсуфов, сын бывшего министра энергетики Игоря Юсуфова, новая звезда на банковском небосклоне. Сегодня он является крупнейшим миноритарным акционером Банка Москвы (БМ). На чьей стороне играет бизнесмен, "засветившийся" на сделке с немецкими судостроительными верфями и в скандале по распределению частот для мобильной связи четвертого поколения?

 Корпоративная война за контроль над Банком Москвы завершилась.

Президент БМ Андрей Бородин, неугодный новым владельцам, сначала сбежал в Лондон, а затем с большим дисконтом избавился от своих акций. Как утверждают участники рынка, за примерно 20-процентный пакет акций банка он получил меньше миллиарда долларов, хотя рассчитывал на полтора. Это не удивительно, учитывая, что сам банкир назвал ситуацию вокруг продажи банка "рейдерским захватом". В отношении топ-менеджеров БМ возбуждено уголовное дело, а в начале прошлой недели по решению Тверского суда Андрея Бородина отстранили от руководства. Не исключено, что Бородин попросит политического убежища в Великобритании.

Несмотря на предсказуемый итог, участники рынка остались в недоумении: помимо ВТБ, который до последнего претендовал на пакет Андрея Бородина, и Сулеймана Керимова, выкупившего 3,88% акций у Goldman Sachs, у Банка Москвы появился еще один акционер - компания Nordic Yards, подконтрольная бизнесмену Виталию Юсуфову, сыну экс-министра энергетики Игоря Юсуфова. Он купил 19,91% акций Банка Москвы у Андрея Бородина и его партнеров, признав, что использовал в сделке заемные деньги. Откуда у тридцатидвухлетнего предпринимателя такие связи и кто за ним стоит?

Влиятельный папа

Ключевая строчка в биографии Виталия Юсуфова - родители. Отец Виталия Игорь Юсуфов - бывший министр энергетики (2001 - 2004 гг.) и специальный представитель президента РФ по международному энергетическому сотрудничеству (2004 - 2011 гг.). О нем говорят как о человеке, сумевшем наладить хорошие отношения со всеми руководителями государства. В конце 1990-х он возглавлял Российское агентство по государственным резервам, которое называли одним из "ключевых механизмов влияния федеральной власти на регионы и важнейшим источником ресурсов, неподконтрольных Думе".
Используя бартерные сделки, оно обеспечивало регионы топливом во время северного и весенне-посевного завозов, поэтому его хорошо знали почти все губернаторы и руководители крупных компаний.

С Владимиром Путиным Игорь Юсуфов познакомился, когда тот возглавил Контрольное управление президента. "У него были хорошие аналитические материалы о проверках Росрезерва. Потом он перешел в Совбез, и я писал ему записки о состоянии дел. Путин очень внимательно ко всему относился", - рассказывал чиновник в интервью "Профилю". Как глава министерства энергетики Игорь Юсуфов избирался председателем советов директоров "Роснефти", "Транснефтепродукта". В 2003 году он вошел и в совет директоров "Газпрома" и это кресло сохраняет за собой до сих пор.

Трудовая деятельность Виталия Юсуфова начиналась также в "Газпроме". Закончив МГИМО и защитив диссертацию, в 2004 году он получил место помощника генерального директора ООО "Газпром экспорт", а в 2006-м был назначен руководителем московского филиала компании Nord Stream AG, которая занималась строительством газопровода "Северный поток".

Работа под прикрытием

Связи отца не раз пригодились Виталию. Немецкий журнал Spiegel сообщал, что Игорь Юсуфов, будучи членом совета директоров "Газпрома", помог сыну договориться о покупке за 40,5 млн евро немецких верфей Wadan Yards. Тогда судостроительные активы были переведены на фирму Nordic Yards Виталия Юсуфова. Прежним владельцем являлся Андрей Бурлаков, который в 2007 - 2009 гг. работал первым заместителем гендиректора Финансовой лизинговой компании (ФЛК). Незадолго до сделки на Бурлакова завели уголовное дело в связи с хищениями средств у ФЛК. Якобы эти деньги он использовал для приобретения зарубежных активов. В середине 2009-го после многомесячного простоя верфей компания Wadan Yards была объявлена банкротом. Не помогли ей и осуществленные уже позднее многомиллионные инвестиции немецких властей.

Судьба Wadan Yards была решена в августе 2009-го во время встречи канцлера ФРГ Ангелы Меркель и президента России Дмитрия Медведева, который предложил нового инвестора - Виталия Юсуфова. "Новый пул инвесторов [для Wadan Yards], который сейчас создается, будет гораздо более эффективным и успешным", - заявил тогда президент РФ журналистам. Кстати, в 2009 году Бурлаков признавался, что в FLC West, которой достались 70% Wadan Yards, он "конечный бенефициар, не единственный акционер", а позднее рассказал "Ведомостям", что на самом деле Wadan Yards "контролировал" Виталий Юсуфов. А он, Бурлаков, раньше называл себя совладельцем, потому что "была такая договоренность с действительным собственником". Впрочем, после сделки на эти заявления уже никто не обращал внимания, а Бурлаков был арестован по заведенному ранее делу.

Виталий Юсуфов работал в "Газпроме" и понимал, какой серьезный спрос может возникнуть в будущем на специализированные суда. "В последние годы я искал возможности для инвестиций. Такая возможность - вложить мои деньги в предприятие, располагающее ноу-хау для таких кораблей, - представилась этим летом, и я ею воспользовался", - комментировал сделку сам Виталий Юсуфов. Не исключено, что эта сделка проводилась в интересах "Газпрома". "Предполагалось, что на немецких верфях будут строиться суда для освоения арктического шельфа, - поясняет ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов, - и что эти верфи могут быть выкуплены впоследствии "Газпромом". Ходили даже слухи, что Юсуфов якобы расплатился с Андреем Бурлаковым деньгами российской монополии.

Дела у Wadan Yards с новым акционером стали налаживаться: предприятие достроило два парома по контрактам прежнего собственника и получило заказ более чем на 100 млн евро от "Норильского никеля" и немецкого концерна Siemens. Но вот только "Газпром" решил не вмешиваться в этот проект. Виталий Юсуфов тем временем начал вести переговоры о продаже активов Wadan Yards Объединенной судостроительной корпорации. Они продолжаются до сих пор. Говорят, что бизнесмен после приобретения Wadan Yards быстро потерял интерес к судостроению и переключился на новый проект - уже на телекоммуникационном рынке.

"Айкоминвесту" Виталия Юсуфова повезло больше. В июне была зарегистрирована компания "Основа Телеком", созданная "Воентелекомом" Минобороны (25,1%) и "Айкоминвестом" (74,9%) для строительства сетей сотовой связи четвертого поколения (4G) на частотах, на которые претендовала "большая тройка". Лоббировал этот проект министр обороны Анатолий Сердюков. Президент Дмитрий Медведев поручил "принять все необходимые решения совместно с Минсвязи в установленном порядке". Тройка операторов, которые в течение года просили частоты для строительства LTE-сетей, но получали отказ, была возмущена. Но в декабре прошлого года Государственная комиссия по радиочастотам без конкурса разрешила "Основе Телеком" использовать запрашиваемые частоты.

В чьих интересах?

Учитывая политические возможности отца и бизнес-окружение самого Виталия Юсуфова, можно предположить, что сделка с Андреем Бородиным заключалась в интересах самого ВТБ. "Юсуфов рассчитывал на перепродажу актива тому же ВТБ", - полагает Дмитрий Абзалов. Тем более он заявлял, что знал о желании госбанка консолидировать 100% пакета акций Банка Москвы. А Андрей Бородин говорил о имеющейся договоренности Юсуфова с ВТБ. "С моей точки зрения, Юсуфов всегда представлялся тем, у кого впоследствии ВТБ выкупит пакет, и ссылался на данные ему сверху поручения", - заявил бывший президент Банка Москвы. Однако ВТБ эти заявления опроверг, а сам бизнесмен сказал, что действует в собственных интересах и готов выдвинуть в совет директоров кредитного учреждения двух представителей: самого себя и еще одного менеджера. Это может означать, что, скорее всего, актив достанется госбанку, а главным вопросом является цена.

Другая версия - Юсуфов действует в интересах бывшего президента Банка Москвы. Деньги, выплаченные Бородину, заемные. Хотя сам экс-президент БМ и утверждает, что Банком Москвы они не выдавались, официально об этом не говорят. Известно, что кредитный комитет под председательством Андрея Бородина 21 февраля рассматривал вопрос о предоставлении компании Europroject Investments Global Limited кредитной линии на сумму $1,13 млрд. Цель кредита - "депонирование средств на счете заемщика в качестве обеспечения гарантий возврата авансовых платежей, полученных компанией Nordic Yards Holding Gmbh от заказчиков по будущим судостроительным контрактам". Europroject Investments Global Limited при обсуждении кредитной линии была обозначена как 100-процентный владелец Nordic Yards и оценена в 435,6 млн евро, что более чем в 10 раз превышает потраченную на верфи сумму. "Эта сделка однозначна совершена в интересах Андрея Бородина, - рассуждает совладелец НРБ Александр Лебедев. - Подобный механизм вывода средств в Банке Москвы уже был опробован в 2009 году, когда средства из кредитного учреждения через ООО поступили на счета Елены Батуриной под залог земельного участка, реальная стоимость которого оказалась в несколько раз ниже залоговой". По его мнению, Nordic Yards - убыточные верфи, дотировавшиеся из местного бюджета. Это актив с отрицательным финансовым результатом. "Сделка была договорной: $1,1 млрд нельзя выдать под несуществующий залог, - убежден банкир. - Кроме Банка Москвы, никто не мог дать Юсуфову кредит на такую сумму. А если деньги ушли из банка, то это колоссальное мошенничество". В пользу версии о сделке в интересах Бородина говорит и последовавшая 8 апреля отставка с поста спецпредставителя президента РФ по международному энергетическому сотрудничеству Игоря Юсуфова. "Мой уход никак не связан с Банком Москвы, президент наконец удовлетворил мою просьбу уйти", - заявил Игорь Юсуфов. Но источник "Ведомостей" в Кремле считает отставку Юсуфова "результатом несогласованной сделки по покупке доли в Банке Москвы". "Судя по тому, что Игорь Юсуфов потерял свой пост, эта сделка была проведена в интересах семьи Юсуфова", - подтверждает версию глава исследовательского центра "Панорама" Владимир Прибыловский.Председатель правления ВТБ Андрей Костин еще до того, как стало известно о продаже пакета акций банка, заявил, что консолидировать 100% бумаг задачи не стоит и Андрей Бородин "может наслаждаться" ролью миноритарного акционера. Теперь "наслаждаться" будет Виталий Юсуфов. Не исключено, что на этот пакет может быть наложен арест из-за возможной нелигитимности сделки. Если это произойдет, станет понятно, кому перешла дорогу семья Юсуфовых.

Кто такой Игорь Юсуфов

Выпускник Новочеркасского политехнического института и Всесоюзной академии внешней торговли. Начал карьеру инженером в системе "Мосэнерго" и затем перешел в советское торгпредство на Кубе. В начале 1990-х сотрудничал с фондом "Возрождение", почетным президентом которого был Александр Руцкой. В 1991 - 1992 гг. был зампредом комитета по защите экономических интересов РФ при президенте. С 1993 г. занимал руководящие должности в системе "Росвооружения". В 1995 г. принимал участие в выборах в Госдуму в составе блока Александра Руцкого "Держава", но в ГД не прошел. В 1996 - 1997 гг. занимал пост замминистра промышленности РФ. В 1998-м перешел в Госрезерв, заняв пост первого зампреда, затем возглавил ведомство. 16 июня 2001 г. назначен министром энергетики РФ. 29 июля 2004 года - 8 апреля 2011 года - спецпредставитель президента РФ по международному энергетическому сотрудничеству. В 2009 г. назывался одним из кандидатов на пост генерального секретаря Форума стран - экспортеров газа, но отказался.

Роман Кенигсберг, заместитель директора департамента банковского аудита ФБК:

"Вообще, ст. 11 закона "О банках и банковской деятельности" прямо запрещает использование привлеченных средств для формирования уставного капитала кредитной организации. Однако весьма вероятно, что новый миноритарий все же останется в составе акционеров для реализации собственных интересов или интересов бывшего владельца пакета. Для остальных участников рынка это станет сигналом о потенциальной возможности повторения данной схемы в своих кредитных организациях. Поэтому в недрах надзорного органа может появится и новая трактовка закона - "нельзя использовать заемные средства при формировании уставного капитала банка, а при дальнейшей перепродаже его акций - можно".

Никита Кричевский, экономист:

"Скорее всего, Юсуфов-младший стал владельцем блокирующего пакета Банка Москвы. И приобретен он за сумму почти на треть меньше, чем оценивался Бородиным. Это крупная коммерческая удача Виталия Юсуфова. Но дальше требуется зафиксировать прибыль. Этот пакет акций может быть увеличен и продан, скорее, госструктуре. Второй вариант: дождаться роста фондового рынка и продать на нем за сумму, которая будет обозначена в дальнейшем. Он также может рассчитывать и на премию к рынку из-за того, что продает блокпакет. В любом случае Юсуфов получает значимые экономические и политические преференции, а ВТБ "закрывает" вопрос с таким неудобным акционером, как Андрей Бородин".

Владимир Прибыловский, руководитель исследовательского центра "Панорама":

"Судя по тому, что Игоря Юсуфова отправили в отставку, сделка по приобретению акций у Андрея Бородина состоялась в личных интересах их семьи. И вряд ли в интересах госбанка. Скорее всего, чтобы заработать на последующей перепродаже пакета тому же ВТБ. Андрей Бородин мог выиграть в деньгах, по сравнению с тем, что ему предлагал ВТБ. Или, по крайней мере, в том, что показал госбанку большую дулю".

Максим Осадчий, начальник аналитического управления банка проектного финансирования:

"Акции, приобретенные Виталием Юсуфовым, могут быть арестованы, а сделка признана незаконной, если действительно его компания взяла кредит на покупку бумаг в Банке Москвы под залог судостроительных верфей. Но инициатором ареста могла бы выступить только какая-либо структура ВТБ. Поскольку информации о подобных действиях до сих пор нет, можно предположить, что Виталий Юсуфов действовал в интересах ВТБ и в конечном счете его акции достанутся госбанку".