Несмотря на то, что в марте девелоперам удалось заключить несколько больше сделок, чем в феврале, общая выручка сократилась: половина сделок пришлась на инженерно-неподготовленные участки стоимостью около 300 000 рублей за надел.

Всего за I квартал участвующие в информ-обмене девелоперы заработали 676 млн рублей, заключив 241 сделку.

За это время было продано 64 дома (27 коттеджей и 37 таун-хаузов) и 177 участков (из них 93 объекта, в которые не включена стоимость инженерной подготовки).

За прошлый год на загородном рынке значительно увеличилась доля комплексов, реализующих участки, в стоимость которых не входит подведение коммуникаций. Выросло количество таких участников и в нашем проекте по обмену данными по сделкам (теперь их доля 31%).

По данным информ-обмена, в марте около половины сделок пришлось на сверхдешевые участки без инженерии. Так, за минувший месяц загородные девелоперы продали 104 лота и заработали всего 263 млн рублей. Из всего объема сделок 51 договор был подписан по участкам, в стоимость которых не входит инженерия. Средняя цена таких наделов – 330 000 рублей за 10-12 соток. При этом общая выручка компаний, продающих столь бюджетные объекты, составила 17 млн рублей.

Для сравнения, в марте прошлого года в информационном обмене участвовали всего шесть таких проектов и в сумме на них приходилось 4 сделки.

Все три месяца 2011 года растет количество сделок с домами. Так, в январе было продано 6 коттеджей и 10 таун-хаузов, в феврале 7 коттеджей и 16 таун-хаузов. В марте вдвое увеличилось количество сделок с коттеджами, а сблокированных домов купили чуть меньше - 11.

Сегодня покупатели приобретают весьма недорогие дома: успешно продаются коттеджи по цене до 6 млн рублей и таун-хаузы по 2-3 млн. Сделки с более дорогими объектами – пока редкость (отрадно, что такие продажи все же фиксируются).

По сравнению с прошлым годом значительно выросло количество сделок с таун-хаузами. До сих пор этот тип жилья не пользовался спросом у питерцев, однако появившееся весьма недорогое предложение (в частности, речь идет о проектах «Золотые ключи», «Токари-лэнд» и «Кивеннапа») с охотой начали покупать и эту недвижимость.

Девелоперы отмечают, что за последний год у клиентов изменился подход к приобретению загородной недвижимости. Сегодня покупатели точно знают, каким должен быть их загородный дом, они гораздо серьезнее относятся к выбору объекта. Как правило, хотят купить уже готовое строение, но если собираются возводить дом самостоятельно, заказывают сметы по строительству дома в несколько компаний и выбирают, кто сделает лучше и дешевле. Торгуются вяло, больше рассчитывая получить выгодную рассрочку. Охотно вкладываются (пусть и небольшими суммами) в земельную нарезку без коммуникаций.

Александра Малышеваменеджер по развитию УК «Новая Дача»:

Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, сейчас покупатели стали интересоваться готовыми домами. Или же спрашивают, когда запланировано строительства объектов, благоустройство и инженерная подготовка поселка. Если их устраивают сроки, это становится решающим фактором при покупке.

Наталья Егороваруководитель отдела продаж «ПетроЗемПроект»:

Покупатели все еще торгуются до последнего. Но это уже не из-за кризиса, а потому что сейчас нет четкого представления о ценовых границах на рынке загородной недвижимости. Ведь, в отличие от городской недвижимости, здесь не существует типового предложения. Так что, попадая на рынок «загородки», большинство людей теряется.

Марина Селивановаруководитель департамента продаж загородной недвижимости компании «БТК девелопмент»:

Мы отмечаем существенное повышение спроса на участки с домами. В сегменте загородных проектов бизнес-класса клиент, по-прежнему, очень требователен. Хорошая транспортная доступность, близость к акватории Финского залива, благоустроенная территория поселка, наличие инженерных коммуникаций, ограждения и охраны – все эти составляющие важны для принятия решения о покупке.

Повального стремления выбить скидку сегодня мы не наблюдаем, хотя некоторые все же торгуются.

Наталья Марковазаместитель начальника департамента продаж «Национальной Жилищной Корпорации – СПб»:

Покупатели стали объективнее оценивать ситуацию на загородном рынке: они понимают, что готовых предложений немного и выбить дисконт уже не получится. Хотя еще в прошлом году клиенты изучали рынок, пытались приобрести домовладения с большими скидками.

Лариса Инченковакоммерческий директор ООО «Особняк»:

Сегодня клиенты имеют вполне определенное представление о том, как должна выглядеть респектабельная загородная резиденция или каким образом организовать ее возведение. Для покупателей особенно актуально готовы ли инженерные сети и есть ли возможность начать строительство в ближайший сезон. Многих сегодня интересуют затраты, связанные с дальнейшим проживанием в коттеджном поселке.

Олег Карзовгенеральный директор Village Estate:

Каких-то значительных отличий от прошлогодней ситуации мы пока не заметили.

Клиенты торгуются, и еще как. Начинают сразу, с первого обращения по телефону. Стараются скинуть 50%, а то и больше. А когда не получается, сразу уходят. Так что возникает резонный вопрос: а клиенты ли это?

Андрей Бочковгенеральный директор управляющей компании «ПулЭкспресс»:

По сравнению с прошлым годом спрос существенно вырос. Важно, что при этом торговли практически нет: люди все-таки почувствовали постепенный выход из кризиса и все реже задают вопросы о возможных скидках. Клиентов больше интересуют рассрочки.

Светлана Невелевасоветник руководителя ГК «Стинком»:

Сегодняшние клиенты хотят за сезон построиться. Они ищут готовые решения, поэтому мы наблюдаем большой интерес к типовым предложениям.

Конечно, покупатели по-прежнему торгуются, но делают это более здраво. Они понимают, что возможны скорее не скидки, а особые условия, например, при покупке большого участка или при единовременной оплате.

Евгений Айтжановгенеральный директор «АТС Малиновка»:

Наши покупатели не торгуются. Напротив, зачастую они просто не могут поверить, что возможна такая низкая стоимость участков и пытаются найти подвох. По этой причине нам даже пришлось поднимать цены.

Ирина Галицкаякоммерческий директор Greenside:

В этом году обращений в компанию на 25 % больше, чем в прошлом.

Потенциальные покупатели стали больше уделять внимание мониторингу рынка. Уже стало правилом, что клиенты обращаются за расчетом стоимости строительства в несколько компаний. Иногда это похоже на торг - клиент не скрывает, что выберет ту компанию, которая за меньшие деньги выполнит работы. Наша компания, как правило, старается не включаться в такие переговоры. Мы убеждаем клиента, что в погоне за низкой ценой он потеряет в качестве.

Анна Прохороваруководитель отдела продаж «Ландскрона девелопмент»:

На наши объекты спрос такой же, как и в прошлом году. Больше стало клиентов, которые хотят приобрести готовые домовладения, при этом они почти не торгуются.

Евгения Сучкованачальник отдела продаж ООО «УК «СТАРТ Девелопмент»:

Мы отмечаем, что увеличился спрос на недорогие дома с длительным периодом рассрочки или ипотекой.

Клиенты с нами практически не торгуются: ведь за 2,2 млн. рублей у нас можно купить таун-хауз с участком земли и люди понимают, что дешевле уже некуда.