20 апреля начались сертификационные испытания нового авиалайнера, которые должны завершиться в конце 2011 г., а дальнейшая судьба проекта не ясна Авиалайнер Ту-204СМ - это усовершенствованная модель, созданная на базе самолета Ту-204-100. Самолет оснащен двумя модернизированными двигателями ПС-90А2, новой вспомогательной силовой установкой ТА-18-200М, усовершенствованным бортовым радиоэлектронным оборудованием и др.

Первый полет машина Ту-204СМ (бортовой № 64150) совершила 29 декабря 2010 г. В конце марта в Ульяновске завершилась основная часть заводских летных испытаний Ту-204СМ, в ходе которых было выполнено 32 полета. Запланировано, что в последнюю декаду апреля Ту-204СМ перелетит в Жуковский на Летно-испытательную и доводочную базу ОАО "Туполев", где пройдет основная часть сертификационных испытаний и завершится программа заводских испытаний. По планам, во втором квартале нынешнего года на Ульяновском авиазаводе "Авиастар-СП" должна быть окончена постройка второго Ту-204СМ, а в третьем квартале - третьей машины. Все три самолета задействуют в сертификационных испытаниях.

Стартовым и пока единственным реальным заказчиком 44 среднемагистральных самолетов Ту-204СМ является российская авиакомпания "Ред Уингс" (Red Wings). Следует заметить, что твердого заказа на столь большую партию Ту-204СМ пока нет. На сегодняшний день есть только предконтрактное соглашение. По неофициальной информации, каталожная стоимость одного авиалайнера Ту-204СМ составляет около 40 млн $ (около 1,2 млрд руб).

С двигателями ПС-90А2 для Ту-204СМ похожая картина. В конце марта нынешнего года Пермский моторный завод подписал контракт с ОАО "Туполев" на поставку четырех двигателей ПС-90А2 для двух машин Ту-204СМ, которые должны принять участие в сертификационных испытаниях. Также был подписан меморандум на поставку 105 штук ПС-90А2 с лизинговой компанией "Ильюшин Финанс Компани (ИФК)". Сроки поставки по первому договору - это второй и третий кварталы 2011 г., а сроки в рамках меморандума - 2012-2016 гг. Стоимость одного ПС-90А2 оценивается в 5 млн $.

В начале нынешнего года правительство дало поручение государственному Внешэкономбанку (ВЭБ) профинансировать контракт по поставке самолетов Ту-204СМ через ИФК авиакомпании "Ред Уингс", подконтрольной Александру Лебедеву - владельцу Национальной резервной корпорации. В целом сумма контракта на 44 самолета Ту-204СМ (с учетом тренажеров, техобслуживания и запчастей) составит 2,17 млрд $, из которых 1,8 млрд $ - это кредит ВЭБ на 15 лет под 10% годовых. Получатель кредита - лизинговая компания ИФК, 26% акций которой принадлежит опять же А.Лебедеву.

На прошедшей неделе генеральный директор лизинговой компании ИФК Александр Рубцов заявил, что руководимая им компания полностью выходит из проекта производства и лизинга самолетов Ту-204СМ для авиакомпании "Ред Уингс". Функции лизинговой компании (лизингодателя), видимо, должны полностью перейти компании "ВЭБ-Лизинг", на 100% принадлежащей ВЭБ.

Одновременно совладелец авиакомпании "Ред Уингс" Александр Лебедев заявил, что готов отказаться от приобретения в лизинг 44 лайнеров Ту-204СМ, так как до сих пор не решен вопрос о выделении ВЭБ необходимых сумм на программу по этому авиалайнеру. В официальном письме на имя премьер-министра В.Путина он сообщил, что при решении вопроса о дальнейшей судьбе проекта Ту-204СМ последние три месяца потеряны по вине руководства ВЭБ.

По неофициальным источникам известно, что себестоимость одного Ту-204СМ будет на уровне 1,3 млрд руб. (около 43 млн $). Деятельность предприятия "Авиастар-СП" останется убыточной до 2015 г., когда должны быть запущены в серию самолеты Ил-476 и МС-21. Первые две машины Ту-204СМ планируется построить в 2011 г., шесть штук - в 2012 г., девять - в 2013 г., десять - в 2014 г. и т. д.

Заключение твердого контракта на изготовление 44 самолетов Ту-204СМ - это на сегодняшний день единственная возможность сохранить данный проект. Если не будет твердого заказа со стороны "Ред Уингс", то всю программу по новой машине придется закрыть, часть производственных мощностей Ульяновского авиазавода "Авиастар-СП" придется законсервировать и, несомненно, произойдет сокращение части персонала предприятия. Пойдет ли правительство на такие кардинальные шаги перед думскими и президентскими выборами 2011-2012 гг.?