Домодедово официально выступил с заявлением о планах выйти на IPO и вследствие этого раскрыл своего бенефициара. Аэропортом через кипрский офшор владеет глава совета директоров компании Дмитрий Каменщик. Назвать имя владельца аэропорта до того требовал президент Медведев, но добиться данного не смогли ни Генпрокуратура, ни Счетная палата.

На фоне претензий страны непрозрачной структурой владения самого крупного аэропорта страны, Домодедово впервые раскрыло конечного бенефициара. Исключительным владельцем кипрского офшора DME Limited, которому принадлежит столичный аэропорт, является Дмитрий Каменщик, который возглавляет совет директоров аэропорта.

«На этот момент Дмитрий Каменщик является конечным бенефициаром 100% акций компании», — сообщается в ее сообщении на Лондонской фондовой бирже. До сего времени участники рынка считали, что Каменщик владеет аэропортом вместе с Валерием Коганом, который возглавляет наблюдательный совет директоров компании.

Недовольство непрозрачной структурой владения Домодедово не раз высказывали российские чиновники. После теракта в январе 2011 года в Домодедово президент Российской Федерации Д. Медведев инициировал проверку аэропорта Генпрокураторой.

В конце апреля по результатам проверки регулятор выяснил, что аэропортом руководят иностранные офшоры, скрывающие реальных собственников. В Генпрокуратуре посчитали такую ситуацию недопустимой, т.к. аэропорт имеет стратегическое значение для обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации.  Регулятор даже предложил Минтрансу разработать законопроект о запрете участия иностранных лиц в управлении стратегическими транспортными предприятиями. Президент тогда посетовал, что «у нас периодически невозможно отыскать даже собственника крупного аэропорта». Незадолго до объявления бенефициара аэропорта замгенпрокурора РФ Александр Буксман в очередной раз поднял тему закрытости структуры Домодедово.

«Мы так и не нашли ту самую последнюю матрешку, которая помогла бы нам указать на собственника аэропорта Домодедово. Непременно, это объект особой важности, но сегодня все устроено так, что руководят аэропортом из офшоров», — выступил с заявлением он, выступая в среду на «правительственном часе» в Госдуме. Буксман добавил, что Генпрокуратура предложила президенту изменить процедуру сертификации аэропортов с тем, чтобы сделать их деятельность более прозрачной. Размещение собственности в офшорах – это «абсолютно нормальная практика, и все ею пользуются», к примеру, 49% акций Газпрома располагаются на офшорных компаниях, говорил в интервью газете ВЗГЛЯД российский бизнесмен, собственник Национальной резервной корпорации Александр Лебедев. С его слов, многие частные компании уходят в офшоры для защиты своего бизнеса. Напомним, что в марте федеральные власти и Москва получили договоренность об объединении государственных Шереметьево и Внуково в единый комплекс с перспективой приватизации в будущем. При этом, по неофициально информации, с самого начала обсуждалась идея объединить все 3 московских аэропорта, в т. ч. частный и самым крупным по пассажиропотоку аэропорт Домодедово. Впрочем, в итоге все же был выбран другой вариант.

Домодедово раскрыло собственника в связи с официальным заявлением о планах провести IPO на Лондонской фондовой бирже. Компания разместит существующие акции в форме GDR (программы депозитарных расписок), сообщается в сообщении. 1 депозитарная расписка соответствует 1 акции.

Глобальным координатором сделки выступает Goldman Sachs International, совместными букраннерами являются J.P. Morgan Securities, Morgan Stanley, Goldman Sachs и Citigroup Global Markets.

Встречи инвесторов с аналитиками инвестбанков начнутся в четверг, говорит «Интерфакс» со ссылкой источник на финансовом рынке, знакомого с материалами от лид-менеджеров сделки. Начало road show (период презентаций компании и диалога с потенциальными инвесторами перед привлечением инвестиций) при участии менеджмента запланировано на неделе с 30 мая. Дата прайсинга, как и объем размещения, пока не определены.

Слухи о очевидно публичном размещении акций Домодедово курсировали на рынке с осени прошлого года. В марте источник «Интерфакса» в банковских кругах говорил, что компания начала road show в США для некоторых возможных инвесторов, тем не менее уточнял, что акционеры до конца еще не определились с необходимостью IPO. С его слов, аэропорт планировал расположить акции на 1 млрд $ в конце июля.

В СМИ возникла информация о денежных показателях аэропорта, которые были впервые опубликован на road show. Так, выручка аэропорта Домодедово, обслужившего в 2010 году 22,3 млн пассажиров, составила в прошлом году более 12,8 млрд рублей, а чистая прибыль – 7,7 млрд рублей.

Специалисты не исключают, что претензии страны могли подтолкнуть Домодедово к IPO и публичности для защиты от национализации. Аналитик «Рай, Ман энд Гор Секъюритиз» Екатерина Андреянова напоминает, что компания заговорила о возможном IPO в 2011 году еще в прошлом году, поэтому все были готовы к тому, чтобы посмотреть аэропорт в качестве публичной компании. «Но не исключено, что претензии страны в некоторой степени подтолкнули компанию к тому, чтобы раскрыться и назвать конечного бенефициара, — полагает Андреянова. — С другой стороны, создание free-float можно рассматривать и как защиту от недружественных поглощений. Наверно нельзя говорить, что это была первичная идея компании, но кроме привлечения финансирования и увеличения прозрачности, такой фактор тоже мог иметь место».

«Я бы так не утверждал, что государство хочет отобрать аэропорт, но IPO как защита от какого-то недружественного поглощения  вполне можно рассматривать,  — соглашается глава аналитического департамента УК "Ингосстрах-Инвестиции" Евгений Шаго. – Но все-таки, думаю,признак привлечения денег стоит на первом месте». Шаго оценивает стоимость Домодедово в 4-5 млрд $, тем не менее полагает, что компания попытается расположить акции подороже. Андрианов из RMG более скромно оценивает аэропорт: с учетом EBITDA в 420 млн $ в 2010 году, Домодедово можно оценить в 2,5-3,5 млрд $ без вычета долгов. Специалисты выделяют несколько факторов, которые могут помешать успешному IPO аэропорта.

«Риски при размещении есть, потому что не ясно как дальше будет вести себя государство. С одной стороны, Домодедово раскрыло структуру собственности и конечного бенефициара, с другой стороны – московский аэропорт располагается в руках кипрского офшора, чем недовольно государство, т.к. аэропорт является важным объектом с точки зрения безопасности государства»,  — говорит Екатерина Андреянова. Спрогнозировать, как поведут себя регулирующие органы невозможно, полагает эксперт. Сейчас в целом не самое удачное время на рынке для выхода компаний на IPO, замечает Евгений Шаго.

«Рынок, к несчастью, не столь однозначный, поэтому размещаться достаточно трудно. Мы видим примеры, как компании один за другим отказываются от запланированных IPO – это и Челябинский трубопрокатный завод, и «Вертолеты России». Очевидно, еще кто-то отменит»,  — не исключает эксперт. Впрочем, очевидно к тому моменту, когда Домодедово дойдет до размещения акций на Лондонской фондовой бирже, «все окажется не так страшно, нервирующие инвесторов факторы уйдут и рынки восстановятся», не исключает Шаго. В среду стало известно, что запланированное на лето размещение акций на Лондонской фондовой бирже отложила также Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) как минимум до осени. Причинами переноса IPO являются снижение ликвидности на фондовом рынке и уход инвесторов из биржевых товаров и с развивающихся рынков. СУЭК планировала расположить свои акции на Лондонской фондовой бирже и через зарегистрированный на Кипре офшор, как и Домодедово.