Вытеснение с рынка небольших игроков и вывод из эксплуатации старых самолетов вряд ли решит проблему безопасности полетов. В первую очередь потому, что у российских компаний отмечается дефицит лайнеров, а посему придется менять "тушки" на бэушные "иномарки". "И российская, и зарубежная старая техника опасна. Но почему под предлогом безопасности для граждан убивают российский авиапром, собираясь субсидировать закупки иностранных судов?" - удивляется совладелец авиакомпании "Ред Вингс" Александр Лебедев, отмечая, что разбившийся в Ярославле Як-42 был технически исправен. "Когда трагедии происходят чаще, чем раз в месяц, это нельзя объяснить износом техники или человеческим фактором, - убежден директор департамента стратегического анализа компании "ФБК" Игорь Николаев. - Это говорит о неэффективной политике государства в отрасли".

В прошлом году Александр Лебедев предложил реанимировать программу производства в Ульяновске самолетов Ту-204 СМ, в которую государство уже вложило на тот момент 15 млрд руб. "Ред Вингс" сделала заказ на 44 воздушных судна. Но требовалось еще около 50 млрд руб. (сумма контракта на 44 Ту-204СМ - $2,17 млрд, из которых $1,8 млрд - кредит Внешэкономбанка на 15 лет под 10%). По мнению бизнесмена, все затраты возвращались в течение 12 лет. Плюс загрузка завода, о чем постоянно говорили в правительстве, налоговые платежи и вообще восстановление предприятия. Но проект не пошел. В итоге, по словам Александра Лебедева, 1200 рабочих в Ульяновске получают небольшое компенсационное пособие за простой, затраты на обслуживание Ту-204 в "Ред Вингс" выросли на 30% из-за отсутствия запчастей, и сейчас речь идет о закрытии авиакомпании, в прошлом году перевезшей около 1 млн пассажиров.

Теперь чиновники собираются потратить гораздо большую сумму на субсидирование лизинга авиатехники и поддержку компании "ВЭБ-Лизинг", через которую, по всей видимости, и будет осуществляться ее закупка. По оценкам экспертов, государству придется потратить на программу минимум $3,5 млрд из расчета обновления примерно 300 воздушных судов. Причем российским заводам эти заказы не достанутся. "Ценность человеческой жизни должна быть выше, чем поддержка отечественного производителя", - заявил Дмитрий Медведев. Но, как показали предварительные результаты последних авиакатастроф, производитель в них виноват в последнюю очередь. Дело в контроле, надзоре и всей государственной системе.